Боль одинокого «Пугала»: якутское кино поборется ещё и за «Нику»

12 марта 2021, 18:09
Кадр из фильма "Пугало", режиссёр Дмитрий Давыдов

Кадр из фильма "Пугало", режиссёр Дмитрий Давыдов

Номинанты на национальную кинематографическую премию «Ника» были объявлены на текущей неделе. Лидером по числу номинаций стала картина Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» – она претендует на девять призов. В главной категории – лучший игровой фильм – представлены пять работ: «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, «Доктор Лиза» Оксаны Карас, «Дорогие товарищи!», «Китобой» Филиппа Юрьева и открытие прошлого года, якутская картина «Пугало» Дмитрия Давыдова. Об этом фильме стоит поговорить подробнее.

«Пугало», конечно, феномен 2020 года. Впервые попав в программу «Кинотавтра» – главного фестиваля отечественного кино – якутский кинематограф тут же взял Гран-при, а также приз за лучшую женскую роль (Валентина Романова-Чыскыырай) и Приз им. Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России. Невольно даже найдёшь параллель с победой корейских «Паразитов» на «Оскаре».

Фильмы производства Республики Саха по-прежнему остаются для большого зрителя экзотикой. Каждое их появление на крупных фестивалях, а затем в прокате – событие. Вспомним, как «Царь-птица» Эдуарда Новиковапобедила на Московском международном фестивале, «Костёр на ветру» того же Дмитрия Давыдова стал триумфатором фестиваля «Движение», «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой получал приз зрительских симпатий ММКФ. В этом году на фестивале «Окно в Европу» победил «Чёрный снег» якутского режиссёра Степана Бурнашева.

О феномене якутского кино сейчас много говорят и пишут. Удивляет другое: Якутия часть нашей страны, но при этом настолько загадочной нам видится их кинопродукция. То есть даже когда пишешь об этом, используешь местоимения «мы» и «они», при этом находясь на одной территории. До большого зрителя якутские фильмы доходят ещё реже. Но не нужно думать, что вышеперечисленные картины – одиночные попытки режиссёров снять кино в республике.

Якутские энтузиасты за скромные деньги (иногда, впрочем, есть и полноценные блокбастеры) снимают фильмы и прокатывают их в местных кинотеатрах. Для эксперимента: зайдите на сайт кинотеатра в Якутске, и там вы обнаружите пару-тройку местных фильмов, которые сейчас в прокате. Эти названия никогда не встретятся вам ни в Екатеринбурге, ни в Москве, ни в Казани. Кроме того, в Республике Саха есть даже свой онлайн-кинотеатр, забитый местным продуктом. Удивительно!

Конечно, эти фильмы ориентированы на местных. Они на родном для Якутии языке, с их же реалиями, актёрами. И в этом, кажется, и кроется одна из сторон этого феномена: полнейшая искренность. Никакой имитации, стилизации. В кадре – реальность, какая она есть за заснеженным окном. Пусть местами жестокая, жёсткая, но не выдуманная.

«Пугало», конечно, тоже построено на местном материале. Но тема мистики и хоррора, свойственная якутскому кинематографу, тут почти сведена к минимуму. Режиссёр фильма Дмитрий Давыдов, который до последнего момента работал в школе (уволился только в январе, поскольку бурную кинематографическая жизнь уже стало трудно совмещать с уроками), даже расстроился, что после «Кинотавра» журналисты навесили ярлык – мистический триллер. По его определению, «Пугало» – драма.

И в центре это драмы – Пугало. Разные валенки, нелепый полушубок, спутанные чёрные волосы. Персонаж не жуткий, а скорее, отталкивающий. Как сельский отшельник или безумец, которого все знают и всё же старательно избегают. Но если случилась беда – бегут сразу к ней. Есть у Пугала дар – исцелять людей. Главный инструмент – тело. Она словно пропускает болезнь через себя, а затем расстаётся с ней вместе с частичкой себя. Пугало лечит все болезни (от ранений до бесплодия), мучительно страдает потом, но эту боль в себе она хочет нести не просто так.

"Пугало"
Фото: Кадр из фильма ""Пугало", реж. Дмитрий Давыдов

Фильм Дмитрия Давыдова – поэзия. Тонкая материя, сотканная из цвета, тени и потайных смыслов, в которые нужно вчитаться между строк. Поразительно то, как режиссёр смог всё уместить в один час и десять минут. Если знаешь, как рассказать историю – и малый хронометраж тебе сыграет на руку (это прекрасно видно на примере «Войны Анны» Алексея Федорченко).

Режиссёр оперирует и другим прекрасным приёмом: вот оно Пугало, мы ничего не знаем о ней – ни кто она, ни откуда. Это не сценарный просчёт, а ход, который позволяет самому разматывать нити смыслов. Конечно, помогут в этом и создатели. В какой-то момент станет понятно, что когда-то у Пугала была дочь. Она хочет её отыскать, увидеть и, возможно, исправить ошибку молодости. А ведь за ошибки тоже надо платить. И иногда это приходится делать с болью и кровью.

И опять же: рождение «Пугала» в якутской деревне (фильм снимали в деревне Амга) весьма логично. Тот мир, который когда-то пытался исследовать Алексей Балабанов, препарируя местную мифологию и характеры, может подарить такую картину, где в серой дымке метится грань между реальностью и чем-то потусторонним. Одиночество главной героини, её тяжёлое бремя знахарки, поиски дочери, в этом мире доведены до невероятного трагизма. И если в начале фильма ты хочешь отвернуться от неприятной женщины, то в конце сочувствуешь ей всем сердцем. Только помочь никак не можешь…

Огромный вклад во всём этом непрофессиональной актрисы Валентины Романовой-Чыскыырай – исполнительницы главной роли. Она этнопевица в Республике Саха, но призы за лучшую женскую роль – её по праву. А ещё великолепная работа у оператора Ивана Семёнова.

Анализируя картину Дмитрия Давыдова, в какой-то момент ловишь себя на мысли, что искреннее кино и рождается вот так. Где-то далеко за пределами больших студий и без больших бюджетов. На «Кинотавре» режиссёра Владимира Хотиненко фильм так поразил, что он пришёл на следующий день на пресс-конференцию для журналистов, чтобы выразить своё восхищение. На прямой вопрос про бюджет Дмитрий Давыдов ответил, что он составил 1,5 млн рублей.

– Я всегда говорю: ребята, если вы хотите снять фильм – вы его снимете, – сказал Хотиненко. – А не будете ждать бюджет. Да и какое он имеет значение в этом фильме? Я посмотрел картину и подумал: что же это такое… У меня волосы встали дыбом! Это так профессионально! Абсолютно!

Полный список номинантов на «Нику» можно посмотреть на сайте премии. Результаты объявят 25 апреля 2021 года.