Любой, кто хоть раз сталкивался с подобной темой, поймёт, что хранение предметов живописи, особенно созданных пару веков назад, вещь важная и весьма непростая. Здесь, без преувеличения, нужно учесть огромное количество факторов: температуру, влажность, попадание ультрафиолета, отсутствие пыли и так далее. Такие, к примеру, детали: тушить картины, не дай бог в случае пожара, водой нельзя – только смесью газов. А под каждой батареей – датчик утечки воды. В новом здании всё это есть.
– Оборудование реставрационно-хранительского корпуса вышло даже дороже (около 50 млн. рублей. – Прим. «ОГ».), чем его строительство, – добавляет Никита Корытин.
Всего в трёхэтажном здании 15 мастерских. Для каждого вида искусства, будь то масляная живопись или графика, – своё хранилище и место для реставрационных работ. Более того, даже архитектура здания подстроена под специфику хранения.
– На северной стороне, где окна, на этой части – мастерские. Там равномерный дневной свет. На другой части – фонды, где нужно закрыться от света. Здание спроектировано и построено под нашу коллекцию, под наши задачи и нужды. Проектировщик это учитывал. Реально строилось оно полтора года, сейчас идёт ещё процесс пусконаладочных работ. Он займёт пару месяцев. Ещё несколько месяцев уйдёт на переезд. Всего предстоит перевезти около 16 000 экспонатов, – говорит Никита Николаевич.
Переезд, впрочем, уже начался. Часть картин уже обрела новый дом. Перевезены библиотека, некоторые экспонаты декоративно-прикладного искусства. Остальное хранится в здании на Вайнера. Реставрационные мастерские уже оборудованы и готовы к работе.
– Такие хранилища и мастерские есть в Москве, Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. В центральных музеях. Но в регионах такого нет, – пояснил директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств. – Надо понимать, что мы храним невосполнимое, но материальное наследие. И мы не можем допустить, чтобы с нашими произведениями что-то произошло. Это вынужденная гиперосторожность. Большинство региональных музеев, 95 процентов, не имеют подобных пространств. Это первое хранилище с реставрационными возможностями на Урале.
Реставрационно-хранительский корпус должен открыться вместе с Эрмитажем-Уралом. Но когда откроется второй… Этот вопрос, заданный Никите Корытину, остался без прямого ответа. Не секрет, что финиш у Культурно-просветительского центра – не самый простой. Он должен был открыться осенью 2020 года, но пандемия внесла коррективы (в том числе, кстати, пришлось заметно сократить средства на покупку реставрационного оборудования и импортные образцы заменить на отечественные). Затем же появилась информация, что Центр должен открыться весной, но из вчерашнего разговора стало понятно, что это произойдёт уже ближе к осени.
Опубликовано в №20 от 05.02.2021.