– Как вы держали себя в форме во время перерыва? С исполнителями более-менее понятно, а каково дирижёру?
– Тут всё очень просто – по завету классика, «не позволять душе лениться». Я себе сразу наметил список книг, фильмов, музыкальных произведений, до которых я не мог добраться годами. Старался использовать время по максимуму. По второму образованию я историк и прекрасно понимаю, что всё пройдёт, пройдёт и пандемия. Поэтому наша главная задача – сохранение и приумножение себя для будущих лучших времён. А для поддержания читал, что делали великие музыканты в период Первой мировой войны и Великой Отечественной, когда концертная жизнь остановилась по намного более страшным причинам. Это дневники Прокофьева, воспоминания о Рахманинове, где описано, что делали во время Октябрьской революции или когда уезжали в эмиграцию. После этого понимаешь, что наши проблемы сейчас – ничто по сравнению с тем временем. Сколько бы ни продлилась пандемия, она не вечна. И нам нужно выйти из неё обновлёнными.
– Последний ваш концерт с Дальневосточным оркестром случился в марте, в следующий раз на сцену вы вышли уже в августе с коллективом Свердловской филармонии в рамках Воздушного сезона.
– Да, с нашей филармонией все эти годы мы были в контакте, и как только стало ясно, что готовятся Воздушный сезон и фестиваль Green Royal Fest (Вечера открытого рояля в Саду Вайнера. – Прим. «ОГ») Александр Николаевич Колотурский (директор филармонии. – Прим. «ОГ») пригласил меня для общения. Я принял участие в проектах как приглашённый дирижёр Уральского молодёжного симфонического оркестра.
– Александр Николаевич рассказывал, что долгое время скептически относился к концертам на открытых площадках. Но в этом году коллективы были вынуждены выйти на воздух. Какие у вас впечатления от этих концертов, нужно ли эти проекты продолжать?
– Я тут не берусь советовать Александру Николаевичу (улыбается), команда филармонии решит, нужен ли им этот опыт в дальнейшем. Но практика показала, что это способствовало ещё более сильному вписыванию филармонии в городскую культурную жизнь. Я понимаю скептическое отношение к таким концертам. И многие большие коллективы стараются их избегать либо делают такие выступления один раз в сезон, чтобы это было событием. Но думаю, у филармонии тоже есть все шансы сделать подобные проекты стильными, яркими. Этот формат привлёк новую публику, которой не было в зале.
– Вы сказали, что понимаете скепсис по отношению к открытым площадкам. Для оркестров это сложнее технически?
– Безусловно. Это и проблема акустики, и непредсказуемость погоды, логистика. Дорогие музыкальные инструменты очень зависимы от влажности и температуры. Плюс чисто творческий момент – на открытую площадку для широкой публики вы не вынесете элитарную программу. Вряд ли вы будете играть симфонии. Чего лукавить – это всегда менее интересно исполнителям, дирижёрам, солистам. Почти всегда, опять же если не лукавить, любой дирижёр сделает выбор в пользу большого эстетического высказывания в крупной форме, чем в очередной раз сыграет набор лёгкой музыки.
И чтобы в непандемическую эпоху усилить направление на воздухе, нужно жертвовать основными вещами. К тому же по климатическим условиям мы не Италия, не Испания и не Греция, где это очень распространено по естественным причинам. Но сейчас сама обстановка дала понять, что это важное направление, а фестиваль Green Royal Fest показал, что можно и серьёзную музыку играть на открытом воздухе. Программы фестиваля были не самые простые для неподготовленной публики – фортепианные концерты Бетховена, Рахманинова, Чайковского, Моцарта, фортепианные дуэты, произведения для рояля соло. Есть ведь ещё один важный момент, удерживающий больших музыкантов от выступлений на открытом воздухе. Почти невозможно уловить и передать тончайшие музыкальные краски, когда рядом ездят автомобили и гудят клаксонами… Но и в этом сочетании несочетаемого что-то есть, что-то от Густава Малера. На концерте Бориса Березовского в Саду Вайнера публика, думаю, это оценила. Борис добивался тишайшего пианиссимо, и происходило это на фоне активной городской жизни.
– У вас много предложений. К примеру, совсем недавно вы выступали в Казани с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан. Но о новом постоянном месте работы пока говорить рано?
– Да, я специально не хочу принимать такие решения в этом сезоне. Я по-прежнему сотрудничаю с Уральским музыкальным колледжем, наша связь не прерывалась все эти годы, но сейчас будем работать на более постоянной основе. А так этот год я посвящу тому, чтобы подвести некие промежуточные итоги, и с этой позиции уже решу, куда двигаться дальше.
– В нынешнем году исполнилось 30 лет с момента, как не стало Виктора Цоя. В 2009 году музыканты его группы стали инициаторами замечательного проекта «Симфоническое КИНО», который существует по сей день. С удивлением обнаружила, что уже много лет вы – непременный участник этих выступлений…
– Я себя считаю прежде всего академическим дирижёром, поэтому участие в проекте «Симфоническое КИНО» это такое очень приятное, драйвовое, но всё же дополнение к моей основной деятельности. Познакомились мы достаточно случайно. В 2009 году я плотно сотрудничал с симфоническим оркестром «Глобалис» в Москве. И этому коллективу предложили участие в проекте, а уже руководство оркестра пригласило меня стать его дирижёром. Потом наши пути разошлись на довольно долгое время, и в 2016 году сошлись снова в Екатеринбурге.
Я не скрываю своей искренней любви к рок-музыке. Это большая часть меня, моего музыкального воспитания. В какой-то непродолжительный период я достаточно глубоко погрузился в этот жанр, как дирижёр и даже автор оркестровок сотрудничал с разными группами. Но в один момент стало ясно, что моя любовь как слушателя и моё кредо как исполнителя могут конфликтовать. И надо определяться. Как я сказал выше, конечно, я кодифицирую себя как академический дирижёр, и «Симфоническое КИНО» – единственный рок-проект, с которым я продолжаю сотрудничать. Почему? Потому что, на мой взгляд, он единственный, где оркестр играет главную роль. Обычно рок-концерты с оркестром выглядят так: группа полноценно играет свой материал, а оркестр создаёт некую дополнительную фактуру, нередко очень яркую и красочную, но всё же музыка будет вполне самодостаточна и без симфонического бэкграунда. Здесь же в силу принципиального отсутствия вокала оркестр несёт главную смысловую нагрузку. Более того, очень грамотно переосмыслена музыка группы «Кино», именно в формате симфонического оркестра с гитарой Юрия Каспаряна. В этом огромная заслуга известного современного композитора Игоря Вдовина. И это действительно один из тех редких проектов в жанре симфонического рока, который обычно не вызывает снобизма даже у серьёзных академических музыкантов.
– Как раз о музыкантах. В каждом городе вы выбираете местный симфонический оркестр. Вероятно организация таких выступлений – очень сложный процесс?
– Скажем так, должно сойтись много факторов. Во-первых, есть специфика планирования, ведь подобные концерты планируются не так заранее, как сезоны в филармонии. Во-вторых, есть ряд оркестров, которые принципиально не играют подобную симфоническую музыку. Я эту позицию уважаю, и в принципиальной составляющей поддерживаю. В-третьих, есть коллективы, участие которых будет просто нерентабельно для организаторов концерта с коммерческой точки зрения. А при этом оркестр должен быть квалифицированным, чтобы сыграть этот материал качественно. Здесь они не могут сидеть фоном и просто тянуть длинные ноты, так как на них, повторюсь, основная смысловая нагрузка. Но уж если мы выбрали оркестр, то это точно профессионалы, с которыми работать легко.
Хотя, как оказалось, у нас в стране, к сожалению, далеко не в каждом областном центре есть симфонический оркестр. Далеко не в каждом. И организовать такой концерт проблематично, несмотря на то, что нас хотят принять. Это ещё одно подтверждение того, что оркестровой симфонической жизни нашей стране ещё есть куда расти.
– Видела записи ваших концертов на Дворцовой площади в Петербурге – это огромная аудитория, невероятная энергетика… Правильно ли понимаю, что в первую очередь этим вам интересен данный проект?
– Да, это очень сильная подпитка… Особая энергия зала, который не стесняется в реакциях. Эта музыка большой силы воздействия. Она плакатная в своих лозунгах, как и сам Виктор Цой, который умел в стихах и песнях найти простую формулировку, безошибочно бьющую в сердца многих людей. Эта музыка простая, смелая, резкая – и в этом гениальная. Исполнение песни «Перемен» – всегда какая-то неимоверная энергетика. Это трудно объяснить. Несколько тысяч человек в едином порыве. В классической музыке есть не меньшая энергетика – симфонии Малера, Шостаковича, Рахманинова, позднего Чайковского – что-то колоссальное, от чего перехватывает дыхание. Но именно отдача зала совсем другая, и это дополняет мой классический мир.
– В нынешнем году у вас был запланирован масштабный тур, но в связи с пандемией концертов было совсем немного…
– Такие проекты имеют смысл только в случае рентабельности от продажи билетов. Сейчас 50-процентная заполняемость, и для коммерческих проектов такого рода это практически смерти подобно. Выход – проводить два концерта в день: в 4 и в 7. И один такой опыт уже был. Это двойная нагрузка на солистов, оркестр, но что делать, веяние времени. В целом же с этим проектом мы пока тоже так по-философски затаились, ждём лучших времён.
– Вы выходите на одну сцену с участниками группы «Кино», в том числе с легендарным гитаристом Юрием Каспаряном. Как удалось найти точки соприкосновения? Не секрет, что Юрий непростой в общении человек…
– Я бы не сказал, что Юрий (сейчас после прохождения обряда крещения – Георгий) Каспарян непростой, он, скорее, по-восточному закрытый, замкнутый, скорее наблюдающий и слушающий, это правда. Но он априори очень уважительно относится к миру классических музыкантов, поэтому изначально – ещё в 2009 году – пришёл с большой предрасположенностью к тому, что музыку группы «Кино» будет играть симфонический оркестр. Всё же он окончил музыкальную школу как виолончелист, поэтому мир классической музыки для него не чужой с самого детства. Я, со своей стороны, тоже был очень открыт к этому сотрудничеству, потому что участвовать в концерте с живым классиком рок-музыки – это невероятно. Думаю, так мы и сошлись. Изначально мы готовы были подружиться. И нам очень сильно надо было бы постараться, чтобы отношения испортить. Слава Богу, этого не произошло. Я не рискну взять на себя смелость и назвать наши отношения подлинной дружбой, всё-таки мы слишком неравновеликие фигуры. Но безусловно одно – Георгий не так просто впускает в свой мир, но если уж впустил, он действительно очень верный и преданный человек, и я этим очень дорожу.
Антон ШАБУРОВ родился в 1983 году в Свердловске.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».