И не менее интересно узнать, как устроено новое фондохранилище, поскольку это один из самых сложных с инженерной точки зрения культурных проектов области: строилось оно по аналогии с реставрационно-хранительским центром «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа – по последнему слову техники. Более того, «Эрмитаж-Урал» станет первым из спутников Эрмитажа с собственным центром хранения и реставрации. Масштаб в Екатеринбурге, конечно, гораздо скромнее, поскольку фонды Эрмитажа занимают девять зданий, а не одно. Но вот «начинка» схожа: температурный режим, контроль влажности, пожарная безопасность и так далее.
Экскурсию Никита Корытин начал с третьего – самого тихого этажа. Здесь расположена научная библиотека с пятью тысячами изданий, читальный зал для сотрудников и рекреация. Также тут находится кабинет главного инженера и инженера-климатолога, которые будут следить за исправностью всех систем. К слову, о системах. Для каждого помещения, в зависимости от размещённых там коллекций, предусмотрен свой пароувлажнитель, так как для бумаги, керамики или мебели требуется разная влажность. Вход сотрудников в кабинеты будет возможен по отпечатку пальца, под каждым радиатором установлен датчик на случай появления воды, помещения оборудованы системой газового пожаротушения, поскольку вода неизбежно погубит произведения.
Вход на второй этаж для рядовых научных сотрудников музея уже запрещён – это владения исключительно реставраторов и хранителей. В качестве примера Никита Николаевич показывает будущую мастерскую по работе с масляной живописью, где отдельное пространство отдано для «грязной» работы – там будет установлена специальная ванна. Кроме того, к мастерской примыкает ещё одна комната – уже для работы с лаком.
Что касается хранения самих экспонатов, то они распределены по всему зданию (в фондохранилище переедет 90 процентов фонда ЕМИИ – порядка 15 тысяч экспонатов) – с учётом размеров и объёмов: живопись малых и средних форматов будет находиться на третьем этаже, а мебель, скульптуры, крупная живопись и живопись на валах, конечно, останутся на первом. Отдельное помещение первого этажа отдано под хранение ящиков для транспортировки и пиломатериала. Здесь же расположена комната-сейф для изделий из драгоценных металлов. Никита Корытин уточняет, что не боится подробно показывать, где что у них находится, поскольку здание буквально напичкано системами безопасности.
Остаётся надеяться, что пандемия никак не повлияет на скорое открытие фондохранилища, поскольку уже три года коллекции музея находились в выставочном зале на Малышева, 36 – в условиях для этого непригодных.
– Большинство региональных музеев России не имеют отдельных помещений, не говоря уже об отдельных зданиях, правильно оборудованных с точки зрения реставрации и хранения коллекций, – говорит Никита Корытин. – Кроме того, есть большая проблема с кадрами. Сейчас в музеях, как правило, два поколения реставраторов – тем, кому за 60 и старше, и тем, кому около 30. На протяжении 25–30 лет в нашей стране эта отрасль была, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Подбор кадров, их обучение – очень сложная задача, но, имея такую инфраструктуру, её можно решать.
Строители передают объекты (культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал» и Реставрационно-хранительский корпус) - в июле. После этого должно последовать оснащение зданий (в течение полугода) перед открытием для посетителей. Бюджета на эту часть процесса, как "ОГ" рассказали в пресс-службе ЕМИИ, пока нет. Но в музее ищут решения, чтобы всё-таки открыть «Эрмитаж-Урал» в ноябре.
В самом центре осталось осуществить оснащение экспозиционным оборудованием (системы развески, свет, планшеты, стойки) и мебелью для посетителей, включая гардеробную систему и кафе.
Независимо от финансовой ситуации, музей будет перевозить свои фонды в новое фондохранилище на Вайнера, 16. А также готовить переэкспозиции Воеводина, 5 (ЕМИИ возвращает экспозицию советского искусства, а также обновляет постоянную экспозицию художественного литья из чугуна).
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».