- А когда пришло именно кино?
- Думаю, что когда нашлась команда. Ведь сначала я мыслил маленькими форматами, потому что мог это сделать почти один, быстро снять, за день смонтировать. А когда уже во время работы появилась команда и ребята совпали со мной по философии и творческой части, стало понятно, что можно мыслить масштабнее. Мы задумались, что круто было бы снять кино. К тому моменту мы делали клипы, рекламных роликов я уже снял около двадцати. Я представлял как это работает, как снимать. Тогда появился сценарий фильма "Письмо". Нас было не очень много, и денег на съёмку не было. Но вдруг владелец нашей компании Данил Голованов нашёл частного спонсора и возможность снять этот фильм. Над картиной работало человек десять. И тогда мы поняли, что людям это нравится, есть спрос. Но одному снять нормальный короткометражный фильм невозможно.
- Вы сделали 17 короткометражных фильмов. Но, по сути, вас сейчас оцифровывают по работе "Интервью". Очень трогательная картина, миллионные просмотры в Интернете...
- "Интервью", конечно, важный фильм. Но нас начали узнавать чуть раньше - предыдущие картины тоже хорошо расходились, их нормально принимали. Мне уже даже стали приходить предложения о сотрудничестве, предлагали снимать сериал даже. Московские продюсеры заинтересованы в молодых ребятах. Но это был, скажем так, средний уровень. "Интервью" нас вывело дальше. Награды рассказали о нас. Это знаковая работа ещё и потому, что мы быстро сделали переход от рекламы к кино.
- Думали, что "Интервью" так выстрелит? На уровне главных награды страны.
- Масштабно не мыслили. Мы понимали, что у фильма хороший сценарий, мы его берегли до нужного момента. Лежал в столе около года. Толчком, наверное, послужило то, что согласился Алексей Серебряков. Мы выслали ему сценарий, и он согласился. Мы собрали хорошую команду, нашли технику. Мы понимали, что у нас сильный сценарий, отличные актёры и оставалось только нам классно проделать свою работу. Мы вложились в этот проект эмоционально, отдали все силы и делали на максимуме. Про награды мы вообще не думали. Думали: "Посмотрит много людей, уже классно". Всё, что было потом - полная неожиданность.
- Про "Интервью" уже много написано и сказано. Известно, что в основе фильма лежит ваша личная история - вы также не знаете своего отца, как героиня картины. Но на самом деле за личной историей - серьёзная тема, на которую за последние несколько лет высказались ведущие российские режиссёры.
- Сначала я об этом не думал. Хорошие идеи рождаются не когда ты их придумываешь специально. Просто думал, что есть близкий родственник - отец - которого я никогда не видел в своей жизни. И думаю: а если я нашёл его, как прийти к нему? А он меня никогда взрослого не видел. Если представиться журналистом и будто я беру интервью. Так и родился этот сценарий. Потом я понял, насколько это волнует людей. Мы выложили фильм - и начали приходить отзывы. Очень много людей писали, что у них похожие истории с отцом, что они также его никогда не видели. А кто-то встретился с отцом, и он его или её признал и так далее. Кто-то даже после просмотра фильма начал искать своих родителей. И я понял, что мы затронули серьёзную для нашего поколения тему. Поэтому, может, фильм так успешно прошёл именно на российских фестивалях.
- Люди вашего поколения сейчас больше обращаются к теме 90-х годов. Ищут корни себя нынешних в том, переломном времени.
- Я не отношусь к 90-м с трагической точки зрения. Мне не страшно вспоминать, как я рос. Фильмы про 90-е в России ассоциируются с негативом, как было плохо. Но мне не было плохо, это для меня не бандитское время, и я не хочу раскрывать эту тему.
- Но если уже не говорить про "Интервью". В каждом вашем фильме также серьёзная тема, какую работу не возьму. Из последнего, например. "Урок экологии" - забота об окружающей среде, это ответственность каждого. "Большая восьмёрка" - проблема бездомных животных. Но при этом сделано это как-то по-доброму. Откуда такой киноязык?
- Давайте сначала про темы. Это получается как-то само собой. Не потому, что я стараюсь придумать сценарий именно на заданную проблему. Я сажусь писать и думаю, что интересно именно мне. К примеру, меня волнует проблема бездомных животных. Так родилась история "Большая восьмёрка". Иногда, как мне кажется, проблемы небольшие, но для меня важные.
А на счёт киноязыка... Думаю, что отчасти это пошло от того, что в России недостаток позитивного и доброго кино. Мне изначально хотелось снимать что-то такое. И ещё, думаю, пошло от музыки. Я всегда её много слушал и смотрел клипы, потом снимал их. И сейчас у меня появляются клиповые приёмы. Музыкой можно много чего сказать и выразить. Даже одной ностальгической песней можно зрителя погрузить в нужную атмосферу.
- В России сейчас реально оставаться только в плоскости короткого метра?
- Если ты работаешь с какими-то брендами - реально. Если стараться делать независимо - трудно. Нужно постоянно где-то искать деньги. На заработки в короткометражном кино практически невозможно существовать. За деньги его нигде не берут, в кинотеатрах и на телевидении платят копейки. Но бренд вряд ли будет вкладываться в фильм, где кровь и убийства. С позитивными и добрыми историями проще работать на рынке.
Нужно ли оставаться только в коротком метре? Думаю, это возможно. Сейчас люди потребляют в Интернете очень много информации, и делают это небольшими порциями. Держать человека, например, на фильме "Ирландец", который идёт больше трёх часов, очень трудно. Проще показать человеку серию сериала или короткометражку. Люди живут короткими промежутками свободного времени. Но мне бы хотелось работать во всех жанрах и уметь менять их. Когда ты не засиживаешься в одном жанре - тебя это развивает.
- Недавно вы сказали интересную вещь: чем уже у тебя рамки - тем лучше работает голова. Многие вот стараются рушить рамки - а вы, наоборот, создавать?
- Рамки можно искать, создавать и работать в них. И мне в них работается лучше. Сейчас, если мы освоим полнометражный фильм, с этим бюджетом - будем думать о чём-то глобальном. Пока я работаю в том жанре, в котором привык. Это тоже рамки. Я должен плодотворно работать в них, потом потихоньку их раздвигать. Но голова лучше работает в сжатые сроки, со сжатыми вводными и бюджетными данными. К примеру, если тебе надо снять фильм только на заводе - к тебе придёт много идей. А если всё открыто - можно придумать много чуши. Рамки - это полезно.
- Вы вот сейчас полный метр снимаете. Вышли, получается, за рамки - и что, голова будет хуже работать?
- При работе с полным метром есть волнение. Это первый опыт, первый фильм. Но сценарий уже написан, показывал его людям, обсуждал - и вроде всё хорошо. Он не затянут, держит в напряжении. Не хочется снимать на два с половиной часа. Это будет довольно динамичный фильм про путешествия. Поэтому будут меняющиеся персонажи, герои. Надеюсь, зрителей это будет держать. Это же на самом деле проблема творческих людей, когда они за три копейки делают лучше, чем что-то масштабное. Но у нас не огромный бюджет, есть определённые рамки. И денежные, и сейчас временные из-за коронавируса. Мы перенесли наши кастинги, пробы... Потом будем работать в ускоренном режиме.
- Иван, вы и ваша команда работаете в Екатеринбурге. Не успеешь оглянуться, как через пару лет вы уже в Москве и пишут о вас как о столичном режиссёре. Смотришь на это и думаешь: неужели нельзя оставаться на Урале и делать кино?
- Делать короткометражное кино только в Екатеринбурге - реально. Это короткий цикл производства. Мы дольше пишем сценарий и готовимся. А потом выбираем нужную локацию, вылетаем с командой и снимаем несколько дней. Потом в Екатеринбурге уже постпродакшн. В таком темпе нам не нужно где-то долго засиживаться. Каждый лишний день - это деньги. Аренда, зарплаты людям. И здесь, конечно, цены в разы ниже, чем в Москве.
На полнометражном фильме - сложнее. Там только съёмочных дней у нас будет почти 30. А ещё подготовка. Думаю, придётся тогда жить на два города. Мы часть будем снимать в Москве, а часть - в других регионах страны. У нас картина будет про путешествие.
Но мне, если честно, не очень нравится снимать в Москве. Там всё очень формально, сухо и часто без души. За деньги вы получите всё, а без них - даже не суйтесь. В регионах - просто так открываются двери. Администрация, полиция и просто люди готовы тебе помогать. Бабушки наливают чай, ребята разгрузят машину просто так. Атмосфера становится добрая, в которой очень приятно работать. Лучше, чем "смета-деньги" и за лишний час уже доплачиваешь. Мне бы не хотелось постоянно жить и работать в Москве. Да и с развитием Интернета проще. Сейчас вот, например, карантин, и у нас пробы по скайпу. Поэтому можно жить где угодно.
Я печалюсь, когда все талантливые ребята переезжают в Москву. Это обидно. Здесь можно себя реализовать и добиться на федеральном уровне гораздо больше, чем в столице. Ты можешь жить здесь и снимать на всю Россию или писать музыку. Очень жалко, что много друзей уехало. В других странах такого разделения нет, в США или в Германии. Люди не стремятся в столицу, они живут в абсолютно разных городах, где такие же большие возможности. Надеюсь, что у нас это тоже скоро изменится. Во время чемпионата мира по футболу много люди ездили, рассказывали про города. Думаю, такое же будет во время Универсиады.
Досье "ОГ"
Иван Соснин родился 12 ноября 1990 года в Кировграде, вырос в Невьянске. Учился на металлургическом факультете УГТУ-УПИ (ныне УрФУ). Режиссёр и сценарист музыкальных клипов и рекламных продуктов. Клип на песню «Пообещай» для грузинской группы Mgzavrebi получил пять наград, в том числе приз на крупном международном фестивале iPhone Film Festival, куда поступают работы, снятые на мобильные телефоны.
На данный момент - сценарист, режиссёр, креативный директор компании Red Pepper Film. Снял более 15 короткометражных фильмов. Работа "Интервью" объездила множество фестивалей, побывав на экранах Германии, Америки, Японии. Среди наград - «Кинотавр», «Золотой орёл».
В фильмах снимались Кирилл Кяро, Катерина Шпица, Фёдор Добронравов, Ирина Пегова, Юлия Ауг, Дмитрий Лысенков, Марина Васильева и другие.
Работы Ивана можно посмотреть здесь. И на канале агенства.