– Каким качествами должен обладать актёр-кукловод?
– Терпение, память, выносливость, умение находить компромисс, с режиссёром в том числе – но это, скорее, для актёрской профессии в целом. У нас в большей степени важна способность к импровизации – если забывается текст, берут не ту куклу, ещё хуже – бывало, у куклы голова отваливалась! Когда происходят такие курьёзы, играть нужно, будто это было задумано, сделать недостаток достоинством.
Наша профессиональная болезнь – остеохондроз. Вот у меня, например, рост – метр семьдесят восемь, а ширма – метр семьдесят, приходится подстраиваться… Для нас вообще очень важно умение пожертвовать ради искусства всем, что у тебя есть. Никогда не забуду, как ещё в Нижнем Новгороде меня положили в больницу. Тут звонок – надо срочно выступать на стадионе с куклами в честь Дня города. И я с больничной койки пошёл, отработал – и снова в больницу. У кукольников ведь крайне насыщенный график – как конвейер, но в хорошем смысле. В Новоуральске в выходные мы показываем один спектакль, но два раза – в 11 и 12 часов. При этом каждый следующий выходной спектакль меняется. В репертуаре порядка 50 постановок – и всегда полный зал, хотя говорят, что город у нас маленький…
Довольно часто мы выступаем на выезде, даже приходится выбирать из приглашений. Объездили всю Свердловскую область, да и весь Большой Урал! На севере доехали аж до Нового Уренгоя, на юге – до казахской границы.
– Но при этом ни для кого не секрет, что дети сейчас почти полностью уходят в гаджеты. Не кажется ли вам, что виртуальная реальность однажды вытеснит театр из жизни ребёнка?
– Я считаю, что театр кукол будет вечен. Я тоже задавался вопросом – зачем в наши годы приходить и живьём играть на сцене? Ведь можно запустить экран, сделать хоть 3D-, хоть 4D-изображение. Но потом обратил внимание на тех, кто приходит в наш театр сегодня. Как в 60-е годы ребятня с большим интересом изучала куклы, точно так же и современные дети – подходят к нашей сове в холле, рассматривают глаза – сзади есть кнопка, можно включить, и глаза будут гореть. Казалось бы – у них в руках телефон со всем миром внутри, но нет, они по-прежнему нажимают эту кнопку и приходят в восторг!
– В этом году на фестивале «Браво!» вы представили взрослый спектакль «куКЛОПодобная ФЕЕРИЯ» по Владимиру Маяковскому. Для кукольных театров постановки, изначально рассчитанные на взрослую аудиторию, тренд отнюдь не новый, но вы к такому спектаклю подступались долго… И из 50 он один такой в репертуаре, как его приняла публика?
– Хорошо. Сперва, конечно, долго присматриваются в эти лупы (в первом отделении куклы-насекомые мы видим через призму большой лупы. – Прим. «ОГ»), всё равно сначала надо распробовать. Да и начинается спектакль с выходом девушек в фойе, которые читают коммунистические агитки в стиле рэп, да ещё так темпераментно! А потом потихонечку публика «въезжает», начинает смиряться, и когда во втором отделении появляется Присыпкин – люди уже совершенно расслабляются… Кстати, в те времена, когда я приехал, спектакли для взрослых были. Сейчас мы пока только возвращаемся на эту тропинку, и надеюсь, ещё замахнёмся на что-то на подобное. Я считаю, что горизонты кукольного театра действительно надо расширять. Да и те спектакли, где возрастной ценз начинается с 7+, сделаны не только для детей, важно чтобы и в 62 года человеку это было интересно. Конечно, стереотипы пока ещё играют большую роль – порой люди к нам приходят и честно говорят «не ожидали». Нам бы очень хотелось, чтобы они пришли и в следующий раз, и привели не только своих детей, но и друзей.
– Что касается Свердловской области – если бы мне 20 лет назад сказали, что я будут работать здесь… не поверил бы. Мы же все в Москву хотели! Все мои однокурсницы с красными дипломами ни о чём другом даже слышать не желали. И вот многие сначала стучались в театры в пределах Садового кольца, потом в пределах МКАД, Московской области… В итоге говорили «ну что, поедем в Петербург, как неудачники».
Мне предложили на выбор пять театров – ставропольский, курский, выборгский, нижневартовский и новоуральский.
Начал я с Выборга, со «Святой крепости» – театра драмы и кукол. Раньше в этом здании находился храм, где в 30-е годы проводились массовые расстрелы. Я понимаю, прошло много времени, но аура осталась. Да и климат сами знаете какой.
Решил съездить в Курск. Там мне сказали – «У нашего режиссёра было три инфаркта, поэтому если он вам что-то будет объяснять (а делал он это очень тихо), вы ловите на лету и сразу выполняйте». Я подумал, что лучше не рисковать.
Поехал в Ставрополь. 1997 год, ещё шла чеченская война. Нас привели к Театру кукол, а выглядел он как заброшенная больница в Зелёной роще. Перед входом стояла оторванная спинка от кровати, на которую натянули проволоку. Я спросил – зачем, а мне говорят «ну как вы не понимаете, люди приходят с полей в грязных сапогах, об эту конструкцию почистят – ших-ших – и идут в театр…» А внутри были такие деревянные сиденья, но вместо некоторых из них пустые пролёты. Мне сказали – «не переживайте, мы берём стулья и ставим на место оторванных сидений…» Я сказал – ладно, а вечером можно порепетировать? А они мне – «нежелательно, у нас здесь гнездо – раньше в этом помещении комбикорм хранился, поэтому крысы считают его своим местом, и по вечерам стараемся не оставаться…»
Так я отправился в Нижневартовск.
– То есть Новоуральск сразу был на последнем месте?
– Свердловская область даже не рассматривалась! В Нижневаторске, выходя на улицу, я всё никак не мог отдышаться. Постоянная нехватка кислорода… Люди там зарабатывают деньги и уезжают. Но сколько бы не платили мне, я бы там жить не смог. И уже было решил ехать обратно, но подумал: раз Свердловская область неподалеку – заеду-ка и туда.
Приехал я в Екатеринбург – на вокзале стоит мужчина, держит плакат, на котором крупно написано «СЕМЁНОВ А.С». О, думаю, меня встречают! Говорю: «Семёнов – это я», он повернулся, посмотрел на меня и говорит: «Ну пошли на электричку…» Я в недоумении, а он мне: «Ты что думал, на машине за тобой приедут?». На подъезде в город сказал: «Сейчас в вагон зайдут автоматчики. Ты не пугайся, у тебя все документы на месте»… Когда меня привели в театр, я подумал, что останусь максимум на два-три месяца…
Но настолько интересный оказался коллектив и такой здесь был творческий подъём, что у меня уже не появлялось мысли уехать. Тем более роль я получил в первый же день, всё как-то сразу закрутилось, и прошло уже 23 года, а этот маховик не останавливается!
Новоуральск вообще очень культурно развитый город. У нас большое количество кружков, два театра – в закрытом-то городе… И наш театр в области среди кукольных второй по количеству зрителей, сразу после Екатеринбурга.