Николай Голышев дебютировал на сцене Свердловского театра оперы и балета в 1956-м, студентом третьего курса Уральской консерватории. Благодаря врождённой музыкальности, красивому голосу (баритон), высокой культуре пения сразу зачислен в стажёрскую группу театра, а в сентябре 1958 г. – солистом оперной труппы. Прослужил в Свердловском оперном более сорока лет. В репертуаре – около 60 партий. Спето и сыграно около 3 500 спектаклей, 500 романсов, авторских и народных песен, более 2 000 концертов.
С 1964 г. Николай Голышев преподаёт в Свердловском музыкальном училище им. Чайковского, с 1967-го – в Уральской консерватории (в 1976–1983 и в 1986–2005 гг. возглавлял кафедру сольного пения, развивая основополагающие традиции русской вокальной школы).
Лауреат премии Союза театральных деятелей России «И мастерство, и вдохновенье». Лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства
Он мог быть и запевалой в военном ансамбле песни и пляски. Вполне. Командный (пардон – сольный) голос вырабатывать не надо. И в 90 гаркнет так – не забалуешь… Вот только лицедействовать в певческом ансамбле мало шансов. А Голышев – артист! Мгновенно преображающийся, входящий в образ. Талантливо подыгрывающий партнёру. Всегда готовый к любым «предлагаемым обстоятельствам». Словом, умница-судьба, что привела его на театральную сцену.
Поклонники и сегодня помнят его солнечного Фигаро, благородного Елецкого, Жермона со своей жизненной драмой, помнят его роли в знаменитых спектаклях Свердловского оперного «Сила судьбы», «Пётр I», «Обручение в монастыре», «Борис Годунов». Были среди голышевских ролей и такие, что, как говорится, не сочинены, а из жизни взяты: роли современников в «Зори здесь тихие», «Русская женщина», «Ромео, Джульетта и тьма» (все три оперы — К. Молчанова), «Сёстры мои» К. Кацман… И всё же из почти 60 партий, что в послужном списке оперного певца Николая Голышева, роль номер один – Онегин. Красивый вираж судьбы: именно в партии Онегина он дебютировал на сцене Свердловского оперного будучи ещё студентом (!) Уральской консерватории, и Онегин же стал вершиной его творчества.
Он спел Онегина 276 раз, в шести постановках разных лет Свердловского оперного.
– И шлифовал роль до последнего спектакля, – признаётся Голышев. – Партия сложна неимоверно: в ней, по сути, – два образа. Онегин в начале – повеса, баловень судьбы. В вокале легато, длинное дыхание, красиво. Без малейшего намёка на темперамент. Во второй части это битый жизнью, одинокий человек. Да ещё драма непрошеной, обречённой любви. В Онегине проступает звериное мужское начало. При этом масса нюансов внешнего поведения, обусловленных манерами XIX века. Как сесть (на фалды садиться нельзя!), где должен находиться лорнет, когда ты во фраке, с какого пальца начинать снимать перчатку, как бросить её. Не совладаешь с манерами – будет смешно. Отлично помню, как скован был сначала в обращении со стеком. Это уже на последних спектаклях, в сцене после нравоучений Онегина Татьяне, я уходил, небрежно сбивая стеком листочки с дерева…
Сегодня не каждому ведомо слово «стек». Ещё меньше видели этот твёрдый хлыст для управления лошадью. Единицы умеют владеть им… «Фрачным манерам», умению в равной степени владеть голосом и стеком Голышева учил «русский Баттистини», выдающийся певец и педагог Василий Ухов. Когда же на сцену стали выходить ученики Голышева, он им передавал «Онегина по наследству». В прямом смысле, кстати, передавал – из рук в руки. В «Евгении Онегине», которого Голышев в 2000 году выбрал для празднования своего 70-летия, он пел в спектакле вместе со своими учениками, которые по этому случаю приехали из разных уголков мира.
А ещё никогда не забуду, как в 2012-м для публикации в «ОГ» мы снимали в гримёрке Оперного трёх Онегиных – самого Николая Николаевича, студента Дмитрия Стародубова, у которого в тот вечер был дебют, и Александра Кульгу, который прежде пел Онегина, а тут в качестве режиссёра помогал вводу дебютанта. В советах по вокалу и актёрском кураже Мастер по-прежнему был вне конкуренции. («Куда ты бухаешься на полную попу. Так не садились в XIX веке. На краешек скамьи, откинув фалды…»). Ученики исполняли его любимую партию, но, по их же признанию, Голышев «покинул сцену непобеждённым». В Онегине да и в других ролях это были голышевские образы. Именные. С узнаваемой личностной интонацией, дерзостью в яркой подаче, особой «системой рифмовки» выразительных средств. Ну, как… в онегинской строфе.
Что же касается «покинул сцену непобеждённым», всё правильно. Николай в переводе с греческого – победитель. А тут – Николай Николаевич)))…
Благодаря студии звукозаписи «Урал» сохранены и отреставрированы аудиозаписи Николая Голышева
Почётному гражданину Свердловской области Н.Н. Голышеву
Уважаемый Николай Николаевич!
Сердечно поздравляю Вас с 90-летием!Несколько поколений уральских слушателей знают Вас как выдающегося певца, признанного мэтра оперной сцены, исполнителя ведущих классических партий, яркого, творческого, одарённого человека.Благодарю Вас за многолетний вклад в развитие уральской оперной школы, преданное служение искусству, сохранение лучших академических традиций, воспитание хорошего музыкального вкуса у публики. Рад, что Вы сохраняете созидательный настрой, а Ваш богатый опыт, мудрость, педагогическое мастерство помогает юным талантам взять верные ноты, раскрыть свой вокальный потенциал, овладеть выбранной профессией.От всей души желаю Вам здоровья, бодрости, оптимизма, всего самого наилучшего!
С уважением, Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев