– Бывало ли, что костюм был испорчен? И что в таком случае делать?
– Бывало. Молчать! (смеётся). Розовую часть платья Чио-Чио-Сан постирали с чёрной юбкой. Потом убрали его подальше, чтобы никто не видел. На замену было ещё одно платье, и теперь в нём ходят обе артистки, исполняющие эту роль – нам повезло, что они одинаковой комплекции. А вообще мы стараемся спрашивать пошивочный цех – можно ли костюм стирать. Правда, нам чаще говорят, что стирать не надо совсем, но как можно?! Артисты же этим дышат! Особенно балетные…
– Как строится ваш день, когда есть спектакль? Во сколько вы должны быть на рабочем месте?
– Смотря какой спектакль. Сегодня будет опера «Волшебная флейта», я её приготовила ещё вчера, она не тяжёлая. В этом случае можно прийти в 16:00. Затем мы одеваем артистов к началу, если в первом действии есть перемена – они приходят, быстро переодеваем костюм. Потом перерыв: артисты немного отдыхают, а мы уже готовим следующие костюмы. Особенно много переодеваний на балетных спектаклях, плюс девчонки просят зашить им костюм на спине – боятся, что может растегнуться.
– Наверняка бывают экстренные ситуации?
– Конечно. Тогда нам звонят – «Женская костюмерная, быстро на сцену с иголкой и ниткой!». Однажды шёл спектакль «Пиковая дама», последняя сцена, Герман вышел – а у него брюки лопнули! Такая была паника… Мы прибежали, слава богу, удалось быстро найти другие брюки! У женщин тоже всякое бывает. Поэтому мы стараемся дежурить на первом этаже, у нас всё наготове, а иначе пока с четвёртого этажа прибежишь…
– Когда театр отправляется на гастроли, костюмер едет вместе с коллективом?
– Обязательно. Мне кажется, я уже всё объездила – вплоть до Африки. Мы все костюмы пакуем, потом на месте приводим в должный вид – вся та же самая работа.
– Но на гастролях непредвиденных ситуаций может быть больше?
– Это да. Один раз грех был на мне. Мы поехали в Петербург со спектаклем «Тщетная предосторожность», вроде бы всё взяли, но тут оказывается, что нет целой четвёрки – четырёх костюмов для балерин! Вызываем балетмейстера, трясёмся! И он тут же меняет расположение артисток, старается выйти из ситуации. Но у нас это всё-таки единичные случаи.
– Вы и на фестивальные показы ездите – к примеру, на «Золотой маске» нервничаете больше?
– Артисты нервничают, нам тоже передаётся, но я стараюсь их успокаивать – «Всё будет хорошо, работайте как дома».
– Говорите это пока одеваете?
– Да, и это почти всегда так, настраиваем – обязательно похлопаешь, поцелуешь…
– Какого человека можете взять в костюмерный цех? Какими навыками он должен обладать?
– Главное, как ни удивительно, чтобы недалеко жила. Сами понимаете, спектакли заканчиваются поздно, а мы обязательно дожидаемся конца, собираем все костюмы и везём на склад. «Волшебная флейта», к примеру, идёт три часа, значит, закончится в 10 вечера. Пока ещё артисты поздравят друг друга, пообщаются с дирижёром и так далее, мы ждём. А в каникулы ещё и в каждый выходной по два спектакля, новогодние праздники вообще марафон… Насчёт навыков: нужно, чтобы костюмер умела шить – этой работы у нас много, ну и всё успевать. Я с мыслью о том, чтобы всё успеть, ложусь спать, и встаю с ней же. Думаю, кто у меня сегодня поёт, что я на неё надеваю, что у меня и где – голова не отдыхает (смеётся).
– Сколько живёт театральный костюм?
– Пока живёт спектакль, даже если сильно изношен – стараемся сохранять, штопаем. Я когда пришла в театр, здесь были костюмы ещё с основания театра – «Царская невеста». Из чёрного бархата, с красивыми украшениями – воротниками, платками, шикарными коронами. Очень богатые и почти все целые! Сейчас всё это мы положили в сундуки, хотя и этого нельзя, потому что нет места хранить старые костюмы. Но как жалко!
– А спектакли вам удаётся смотреть?
– Вообще я всегда за сценой, но когда идут генеральные репетиции и нет перемены во время действия, тогда мы идём в зал, чтобы хоть немножко посмотреть. Целиком из зала не видишь почти ничего.
– Не обидно?
– Ну что делать, такая работа. Когда мне нравится опера или балет, смотрю из кулис в портале. Я люблю классическую оперу и классический балет. «Князь Игорь», «Дон Кихот», «Щелкунчик» – на них зритель будет всегда. Современные спектакли, скажу честно, мне нравятся не все. Ну вот одноактный балет «Наяда и рыбак» друзьям советую, там у меня, кстати, интересная работа – на солистке прямо во время действия меняется платье, есть секретик, но раскрывать не буду, пусть для зрителей это останется сюрпризом.
– На публику вы обращаете внимание – как меняется наряд зрителя?
– К нам сейчас, как правило, ходит довольно обыденно одетый зритель. Детей ведут в длинных красивых платьях, костюмах, а родители одеты попроще. Хотя я ещё помню, как в театр приходили в валенках – так, конечно, нельзя. У нас ведь люди не так часто ходят в театр, думаю, можно позволить себе прийти красивыми – показать себя.
Опубликовано в №221 от 30.11.2019