Иван Бурлаков добавляет: для того чтобы понять свой край, нужно побывать в разных местах страны. Такой необходимый для художника опыт, он, после окончания Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра, как раз и искал в путешествиях. Поэтому география на работах очень обширная – Соловки, русский Север, Центральная полоса с её памятниками архитектуры, Туркменистан, Казахстан, Тобольск, Аральское море, Байкал и, конечно, Урал.
Увиденное художник переносил на холсты. Писал маслом. Краски и все необходимые материалы брал с собой даже в самые труднодоступные места. Даже в горы на Приполярный Урал.
– Холст оставишь на ночь, привязываешь его к мольберту. Ночью поднимется ветер, треногу сломало, работа падает, краски смазываются, – говорит Иван Иванович. – Бывало встанешь утром, холодно очень, мороз небольшой, а при такой погоде вдруг в 80 километрах открылся вид на гору, которую три года не видел. Воздух прозрачный. А что делать? Начинаешь писать, стоишь, мёрзнешь весь…
От таких суровых реалий и сами пейзажи получаются у художника правдивыми. Это подлинная реальность, без доли вымысла и фантазии. Доцент кафедры монументально-декоративного искусства УрГАХУ Марина Косенкова отмечает, что художника отличает стремление подойти к натуре не предвзято, избегая уже известных механических приёмов. «Он каждый раз находит новый живописный язык для передачи настроения природы», – пишет она.
– Что такое написать пейзаж? Это не так, что ты что-то увидел и быстро накрасил. Нет, – размышляет Бурлаков. – Ты к этому готовишься. Природа – она внутри нас, а холст – это зеркало. Это отражение души художника, того что ты сам выносил. Природа, скорее, твой помощник. Пока ты всё не примешь в себя, пока внутри не переработаешь – ничего не получится. Этому тебя никто не научит.
Ивана Бурлакова в Екатеринбурге не выставляли давно. На Урале в последний раз в прошлом году – в Челябинске. Поэтому нужно успеть посмотреть выставку: она продлится до 4 ноября. Вход свободный.