Чемпионат мира по фигурному катанию в Сайтаме получился очень кинематографичным – хоть сейчас снимай фильм и получай «Оскар» за лучший сценарий и лучших актёров. Такая концентрация эмоций, интриг, внезапных сюжетных поворотов обычно присуща именно кино, но тут всё было в реальности. И мы с вами видели это. Впрочем, а как ещё должен завершаться сезон, который был таким противоречивым и драматичным?
Именно так бы, пожалуй, называлась первая часть этого невероятного фильма. На пьедестале сложнейшего чемпионата мира в Сайтаме – оказались сразу три её ученицы. Да-да, мы не ошиблись.
Первая и золотая – Алина Загитова. Алина, у которой были уже все титулы, кроме чемпионки мира. Год назад в Милане эта девочка из Ижевска не сумела поставить в умопомрачительном сезоне красивую точку. На чемпионате мира в Италии у новоиспечённой олимпийской чемпионки не получилось почти ничего. Конечно, болельщики ей всё простили – звёздный час Загитовой пришёлся на Пхёнчхан. Но ей после этой миланской неудачи нужно было начинать всё с начала: и уже в этом году вновь доказывать миру, что она лучшая. Путь был нелёгкий. Прекрасное начало сезона продолжилось проигрышем японке Кихире в финале Гран-при, затем на чемпионате России Алину обскакали три юниорки из её же группы, победу на чемпионате Европы она сама на блюдечке с голубой каёмочкой преподнесла Софье Самодуровой. Поэтому в победу Загитовой на чемпионате мира в Японии верилось с трудом. Груз ответственности и предыдущих проигрышей, пубертат – гремучая смесь, с которой необходимо было справляться.
И только она и её тренер Этери Тутберидзе знают, чего им стоила эта золотая медаль, которая, возможно, будет подороже олимпийской. Алина вышла на лёд Сайтамы уверенной, спокойной и очень техничной. А японки дрогнули.
Вторая и серебряная – Элизабет Турсынбаева. Эта фигуристка из Казахстана в своё время начинала тренироваться именно у Тутберидзе. Позже она перешла к знаменитому канадцу Брайану Орсеру, но результатов всё не было. По-прежнему детское, угловатое катание, невнятные прыжки. Многие вообще перестали брать её в расчёт как претендентку на высокие места. И вот летом, когда Медведева ушла от Этери к Орсеру, Элизабет совершила обратный переход – вернулась к Тутберидзе.
За год Лиза (так её называют в России) ввела в свой арсенал четверной сальхов (!). А спортсменке, на минуточку, уже девятнадцать лет. На Универсиаде Элизабет попробовала его исполнить, но не удержалась на приземлении. Тем не менее в Сайтаме она рискнула – и на четвёртом обороте буквально влетела в историю фигурного катания, ведь она стала первой спортсменкой, исполнившей четверной на взрослых международных турнирах. После этого те, кто обвинял Этери, что она не умеет работать с взрослыми спортсменками – засомневались: по крайней мере к Алине и Элизабет ключ она нашла.
Третья и бронзовая – Евгения Медведева. Да, Этери Тутберидзе больше не тренер Евгении Медведевой, но именно она заложила базу этой фигуристки, с которой теперь работают Брайан Орсер и его команда. Женя приняла решение уйти от Тутберидзе после поражения (то есть серебра) на Олимпиаде. Она уехала тренироваться в Канаду, изменила имидж, стиль программ, но возвращение получилось неубедительным: Медведева была нестабильна, не попала в финал Гран-при, провалила чемпионат России и не поехала на Европу. Зато собралась и победила с небольшим перевесом в финале Кубка России, обойдя Елизавету Туктамышеву.
И на нынешнем чемпионате мира у Медведевой, уверены, было несколько задач: доказать себе, что она по-прежнему является одной из сильнейших фигуристок планеты, доказать Федерации фигурного катания России, что не зря в неё поверили и доказать Этери, что может кататься без неё.
То, что происходило с Женей на турнире, нужно показывать в замедленной съёмке – взгляд, с которым Евгения выходила на лёд перед произвольной программой и взгляд, которым одарила всех по её завершении. Она показала лучший в этом сезоне прокат. Дальше её судьбу решали соперницы.
После Олимпиады активно раздувался якобы конфликт между Загитовой и Медведевой. Но его не было. Девочки по-прежнему общаются на соревнованиях, обнимаются, поздравляют друг друга. Противостояние выглядело иначе: конфликт Этери и Жени. Конфликт и огромная обида.
После того как ЧМ завершился, Этери Георгиевна опубликовала у себя в Инстаграме пронзительное письмо, где рассказала, что происходило с ней в олимпийский сезон и после. У Тутберидзе в это время тяжело болела мать – рак мозга: «Мой отец не дожил полгода до сочинской Олимпиады, моя мать не смогла осознать и порадоваться за только что прошедшую Олимпиаду. Дальше – странный уход моих учениц, одну из которых я всем ставила в пример и для которой я честно сделала 200 процентов из 100 возможных в спорте». Понятно, что это она говорит о Медведевой. Но в конце поста Этери добавляет, что «перелистнула эту страницу». На этом их пути, видимо, окончательно разошлись. Хотя в голливудских фильмах бывают и не такие хеппи-энды, как знать…
В парном катании на чемпионате мира, мы, конечно, рассчитывали на медаль. Другой вопрос, на какую. Евгения Тарасова и Владимир Морозов – очень сильный дуэт, который уже несколько сезонов является первой российской парой. И всё при них – техника, опыт, шикарные программы. Но уже второй сезон подряд золото от них ускользает. Причины всегда разные, но так как мы уж заговорили о фильме на «Оскар», копнём немного глубже. Женя и Вова были парой и в жизни – внешне, по характеру они действительно очень друг другу подходили – скромные, но при этом оба со стальным характером, максималисты. На льду они всегда были как единый организм, да и к заветным медалям идти рука об руку, казалось бы, легче.
Но в какой-то момент пара распалась, Женя в интервью «Р-спорту» подробно об этом рассказала.Тем не менее решено было продолжить кататься вместе: личное отдельно, спорт отдельно. Только вот гармония из их пары ушла. Больше года они пытались найти баланс, учиться снова слышать друг друга, работать на результат. И вот к старту в Японии, кажется, у них это получилось. Тем более что вместе с их новым тренером Максимом Траньковым за бортиком вновь стояла Нина Мозер, от которой тоже слишком многое зависело – если она с ними, ребята спокойны. Как только её нет – начинают дёргаться. Будто магия. В этот раз всё было идеально – с мировым рекордом Тарасова и Морозов выиграли короткую программу. Но в произвольной идеальнее оказались китайцы Венжинг Суи и Конг Хан.
На радость российским болельщикам ещё один наш дуэт – Наталья Забияко и Александр Энберт взяли бронзу. В каком-то смысле дуэты Нины Мозер даже перевыполнили план по количеству медалей. Но радость омрачилось неприятным сюрпризом от самой Нины Михайловны – после окончания чемпионата она объявила: «Больше не могу и не хочу быть тренером». Да, в этом сезоне она уже пыталась постепенно отходить от дел, но без неё, как ни крути, нет результата.
Что делать дальше, их команда пока не решила. «Вернёмся в Москву после 15 апреля, сядем вместе и всё обдумаем. Мысли есть разные», – подытожила Мозер.
А вот в танцах наше ликование может продолжаться бесконечно – впервые с 2013 года Россия завоевала медали чемпионата мира: серебро выиграли Виктория Синицина и Никита Кацалапов, обойдя сильнейшие американские и канадские дуэты. Более того, после ритм-танца на третьем месте шла ещё одна наша пара Александра Степанова и Иван Букин. Но в произвольной представители США Медисон Хаббел и Захари Донахью опередили их на полтора балла. Судейство на этом чемпионате преподнесло много неожиданностей, и мы бы в начале ЧМ скорее поверили в то, что наших фигуристов вновь оставят за бортом тройки призёров, чем в то, что у нас будет серебро и такая близкая бронза. Главное, не сбавлять темп, потому что следующий чемпионат мира пройдёт в Канаде, где россиянам в плане судейства будет ещё тяжелее.
Ах да, кажется, мы забыли сказать, кто выиграл в танцах золото. Всё потому, что в фильме про французов Габриэлу Пападакис и Гийома Сизерона снова никакой интриги – они лучше всех с двумя мировыми рекордами.
Кульминацией же всего турнира стало мужское одиночное катание. На произвольной программе не было свободных мест – японские зрители, по традиции вооружившись Винни Пухами, пришли поддерживать своего кумира – Юдзуру Ханю. После короткой программы двукратный олимпийский чемпион шёл только третьим, но положение в тройке было довольно плотным, а Ханю уже не раз поднимался на верхнюю ступень пьедестала после не самой удачной короткой программы, легко отыгрывая отставание.
Его прокат был феноменальным. Так в мире сейчас не катается никто. Это был прокат легенды, настоящий триумф – сложнейший контент, четыре прыжка в четыре оборота, программа, которую смотришь на одном дыхании. Зрители взлетали и приземлялись вместе с Ханю. Ещё до того, как со льда убрали всех Винни Пухов, стало ясно – это два новых мировых рекорда: за произвольную программу и по сумме баллов. В сумме он набрал 300,97, на двадцать баллов опередив ближайшего соперника. Журналисты по всему миру начали писать новости: «Юдзуру Ханю стал чемпионом мира с двумя мировыми рекордами». После таких великих прокатов соперники не выдерживают психологически.
На лёд в минуты этого триумфа выходил американец Нэтан Чен. Он слышал оценки Ханю, видел ликование зрителей, усыпанный подарками и игрушками лёд. Чтобы выиграть, ему было недостаточно имеющегося контента, – он планировал исполнять те же четыре четверных прыжка. И прямо по ходу программы он переставлял сложнейшие каскады во вторую половину программы – туда, где обычно фигуристы уже умирают и стараются поставить элементы полегче. Но за вторую половину он получал надбавку, а это драгоценные дополнительные баллы. С абсолютно спокойным лицом он штамповал прыжки, в уме просчитывая каждый балл, усложняя всё, что только можно. Эти четыре минуты навсегда войдут в историю спорта. Когда прокат закончился, обрушилась такая волна аплодисментов, что в Японии, казалось, сейчас случится ещё одно землетрясение. Японцы понимали, что Юдзуру Ханю только что упустил золото, но эти зрители умеют ценить великое – а Нэтан Чен был сегодня велик.
323,42 – и Чен, спустя четыре минуты проката и ещё три минуты работы судей бьёт только что установленные два мировых рекорда.
Увы, россияне на фоне борьбы двух титанов затерялись. Стоит только отметить, что между Ченом и Михаилом Колядой, занявшим лучшее из россиян место – шестое – 61 балл. А это почти ещё одна короткая программа.
Но к чести наших парней – после неудачи в короткой они боролись за каждый элемент в произвольной. Увы, этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить три квоты – на следующий ЧМ от России поедут только два фигуриста