За полями шахматной доски

: Пётр Кабанов
Гроссмейстеры также должны соблюдать дресс-код. Кстати, на фото видно тот самый термос Яна Непомнящего. Фото: Галина Соловьёва

Сегодня на турнире претендентов по шахматам в Екатеринбурге был первый выходной день. После трёх туров гроссмейстеры, а вместе с ними журналисты, болельщики и организаторы, могут перевести дух. «Областная газета» подробно рассказывала о первых партиях, шахматных комбинациях и разыгранных дебютах. Но сам турнир – это не только игры, это ещё множество всего интересного, что остаётся за кадром.

– Вы на претендентов посмотреть? – спрашивает меня женщина на входе в Hyatt Regency. За её спиной робко выглядывает мальчишка лет десяти с шахматной доской в руках. На ней, кажется, красуется свежий автограф Анатолия Карпова.

Через несколько минут её и ещё десяток людей развернут обратно и предложат смотреть игры дома. Мальчишка грустно проводит глазами журналистов, пропущенных дальше. «Не горюй! – хотелось крикнуть вслед. – Дай бог, не последний раз сильнейшие шахматисты мира приезжают на Урал, какие твои годы».

Коронавирус, конечно, добавил турниру претендентов свой антураж. Старожилы сетуют, что такого не припомнят: пустой зрительный зал, где в одиночестве комментирует партии международный гроссмейстер Сергей Шипов, никаких рукопожатий, гостей.

Без зрителей также осталась выставка марок чемпиона мира Анатолия Карпова. Известно, что он заядлый филателист и в Екатеринбурге предоставил свою коллекцию, посвящённую чемпионатам мира по шахматам.

19 марта состоялся третий тур. Единственную (и свою первую) победу в игровой день одержал китайский гроссмейстер Дин Лижэнь, обыгравший Фабиано Каруану. До этого тура Дин Лижэнь уступил Ван Хао и Максиму Вашье-Лаграву.

Остальные партии третьего тура – Гири – Вашье-Лаграв, Грищук – Ван Хао и Алексеенко Непомнящий – завершились вничью.

Положение после 3-го тура:

1–3 места. Ян Непомнящий, Ван Хао, Максим Вашье-Лаграв – по 2 очка.

4–5. Фабиано Каруана, Александр Грищук – по 1,5.

6–8. Дин Лижэнь, Аниш Гири, Кирилл Алексеенко – по 1.

Пары четвёртого тура:

Каруана – Непомнящий, Ван Хао – Алексеенко, Вашье-Лаграв – Грищук, Дин Лижэнь – Гири.

Сами гроссмейстеры играют в отдельном зале. Разом проходят все четыре партии, начинаются строго в 16.00. Правда, есть небольшой временной запас на опоздание. Им воспользовался Александр Грищук. На причину задержки позже сказал, что заблудился в лабиринтах отеля и не сразу нашёл нужный выход.

Прессу и тренеров пускают в игровой зал на первые пять минут – таков регламент. Правда, затем (по понятным причинам) допуск в этот зал ограничили всем, кроме представителей Международной шахматной федерации (всех протестировали и заставили надеть маски). Чтобы зайти к шахматистам, нужно сдать мобильный телефон. Там вообще техникой, передающей сигналы, пользоваться нельзя.

Сами игроки отделены так называемой буферной зоной в несколько метров. Шуметь в этом зале запрещено, да и не очень хочется нарушать тишину, в которой гроссмейстеры готовятся к партиям. Видно, как перед самым стартом они прокручивают в голове схемы и комбинации, как активно идёт мыслительный процесс.

После стартовой пятиминутки нужно удалиться. Остаются лишь игроки и судьи. Что происходит дальше – видно только в официальной трансляции, которая проходит на трёх языках – русском, английском и китайском. Кстати, аудитория показа в Китае в первый день достигла миллиона просмотров.

Гроссмейстеры играют по несколько часов. Никто не обязывает их сидеть всё время на одном месте. Они могут прогуливаться по залу, отойти в комнату отдыха. Иногда игроки неожиданно застывают над чужими досками, рассматривают комбинации.

С собой игроки могут взять собственный напиток и небольшой перекус. Чаще на столе появляются вода и бананы. А вот Ян Непомнящий на все партии брал с собой термос. Комментатор Сергей Шипов отмечал, что у Яна там заварено несколько видов чая, обладающих тонизирующими свойствами.

Кстати, комментарии гроссмейстера Сергея Шипова – отдельный вид искусства, позволяющий пережить пятичасовые партии: «Сейчас у игроков в голове туман, похожий на обман», «Конь не настолько подвижен, как белый слон», «Хороший ход, пешку нужно дисциплинировать, чтобы она никуда не поскакала».

После самой партии, сколько бы она ни продолжалась, шахматисты идут на пресс-конференцию и отвечают на вопросы, параллельно разбирая свою партию. Все идёт на английском. Вот тут, честно, диву даёшься. Во-первых, уровню языка, а во-вторых – умению после пяти-шести часов за доской ещё и игру разбирать. И часто это они делают вместе, дискутируя о конкретных ходах. Мол, если бы пошёл так, то позиция была бы острее.

Завтра, 21 марта, пройдёт четвёртый тур. Надеемся, что никакой вирус шахматистам не помешает.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».