Фёдор Конюхов ступил на берег. «Мы смотрели на него, как на человека с другой планеты»

: Наталья Шадрина, Яна Белоцерковская
Фёдор Конюхов машет своей команде, которая приехала за ним на яхте. К лодке «Акрос» подлетела птица – первый вестник земли. Фото: Steven Freitag

Человек и океан. 154 дня. 11 525 километров (или 6 400 морских миль). Десятиметровые волны. Ноль градусов. Невероятная экспедиция, за которой мы следили, затаив дыхание, успешно завершена – Фёдор Конюхов ступил на твёрдую землю. 9 мая 2019 года он пересёк долготу чилийского острова Диего-Рамирес и стал первым человеком в истории, кому удалось совершить одиночный переход на вёсельной лодке через Южный океан от Новой Зеландии (порт Данидин) до пролива Дрейка.

В этом походе Фёдор Конюхов установил несколько мировых рекордов, которые должны пройти верификацию Общества океанских гребцов в Англии и в дальнейшем также быть представлены на регистрацию в Книге рекордов Гиннесса. Но уже сейчас штаб Фёдора называет некоторые: самый возрастной гребец-одиночка – 67 лет, достиг самой южной точки на вёсельной лодке — 56’40 южной широты, самое большое количество дней в Южном океане – 154 дня (предыдущий рекорд принадлежал французу — 59 дней), самое большое пройденное расстояние в «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах – 11 525 километров, первый и единственный человек, кто смог пересечь Тихий океан в обоих направлениях (с востока на запад и с запада на восток).

Первые секунды Фёдора Конюхова на яхте «Australis». Фото: Steven Freitag
Команда Australis, завершив сезон в начале апреля, ровно месяц сидела в порту и ждала прибытия Фёдора, с тем чтобы выйти в Южный океан, встретить и отбуксировать его в безопасную гавань. Фото: Steven Freitag
Прибытие лодки «Акрос» в Чили было оформлено по всем правилам - в завершение всех процедур Фёдор получил штамп в паспорт: 11 мая – прибытие в Чили. Фото: Steven Freitag

Последний рывок

Не приукрасим, если скажем, что за финишным отрезком, замерев, следило полмира. Зачастую именно на последнем участке пути случаются трагические ситуации: берег близко, эмоции зашкаливают, но спешка, равно как и промедление, могут привести к роковым ошибкам: лодку может разбить о прибрежные скалы, унести течением. Береговая команда приняла решение выходить из порта Ушуая 7 мая на яхте Australis в сторону мыса Горн. За сутки яхта пересекла пролив Дрейка и добралась до самых южных островов Диего-Рамирес, расположенных на 56’30 южной широты. Эта группа островов является официальной границей, отделяющей Южный Тихий океан от пролива Дрейка, а также разделителем между международными водами и внутренними водами Чили на востоке. Там штаб Фёдора встал на якорь и ждал, пока яхта Конюхова пересечёт финишную черту и это подтвердит Общество океанских гребцов. Общество океанских гребцов сообщило, что «18:00 09 мая 2019 года, находясь в непосредственной близости от земли, Фёдор Конюхов пересек финишную черту (Диего-Рамирес, 68’68 з. д.) и тем самым официально завершил свой одиночный переход на вёсельной лодке «АКРОС» через Южный Тихий океан с запада на восток за 154 дня 13 часов 37 минут».

Это был финал исторического перехода, но не финал экспедиции. Нужно было взять «АКРОС» на буксир, волна усиливалась…

«Погодное окно у нас было буквально на 3 часа, – рассказывает Оскар Конюхов. – С третьей попытки нам удалось взять лодку Фёдора на буксир, и было принято решение буксировать к Диего-Рамирес, чтобы пересадить Фёдора через надувную лодку на яхту «Australis». Принять Фёдора сразу с вёсельной лодки на борт стальной яхты водоизмещением 50 тонн не представлялось возможным. Высокая океанская зыбь не позволяла выполнить этот манёвр в безопасном режиме. Четыре часа буксировки лодки «АКРОС» с Фёдором внутри. Удары были такие, что мы переживали за его здоровье. В обычных условиях лодка идёт по волне и ветру, здесь же нам пришлось буксировать с человеком внутри против волны и встречного ветра.

В районе девяти часов вечера подошли к Рамиресу. В южном полушарии поздняя осень, темнеет рано. Ветер усилился и зашёл на северный, бухта перестала прикрывать нас от ветра, но у нас не было выхода, дальше погода только ухудшалась. Через пару часов на пролив Дрейка обрушился шторм с северным ветром в 45–50 узлов. Скинули резиновую лодку «Zodiac» на воду и на руках перебрались по буксировочному концу к лодке «АКРОС». Фёдор уже ждал нас на палубе, держа в руках водонепроницаемую сумку с документами, видеокамерой и дневниками. Забрали Фёдора в лодку и под мотором вернулись к яхте. Невероятные ощущения, когда ты в ночи на 56-м градусе южной широты в штормовую погоду маневрируешь на резиновой лодке с подвесным мотором.

В 22:47 Федор был на борту экспедиционной яхты Australis. Mission completed. Эмоции через край, 154 дня в Южном океане, и ещё пару минут назад он был в промёрзшей, отсыревшей лодке, на пятиметровых волнах, а сейчас на борту экспедиционной яхты в кругу друзей. Фёдор тем временем спустился в каюту яхты, и мы смотрели на него, как на человека с другой планеты, а он – на нас, и все не могли поверить, что мы вырвали его из крепких объятий сурового Южного океана. Жестокий пролив Дрейка захлопнул ворота, а Фёдор у нас на борту. Начался долгий путь через пролив Дрейка при штормовом ветре в сторону Ушуая. На корме яхты выставили постоянную вахту для наблюдения за лодкой и проверкой буксировочных концов. Федор рассказывал нам невероятные истории выживания в Южном океане, и вся команда на борту – россияне, австралийцы и новозеландец – слушали эти рассказы много часов подряд. Уверен, все, кто был на борту яхты, навсегда запомнят эту ночь в проливе Дрейка с Фёдором на борту».

Яхте потребовалось двое суток, чтобы пробиться против встречного шторма в Пуэрто-Вилльямс – чилийскую военно-морскую базу, расположенную на западной стороне канала Бигль. На причале Фёдора и команду встречало всё командование базы, прибытие лодки было оформлено по всем правилам, с посещением капитана порта и таможни. В порт Ушуая выдвинулись утром 12 мая. Там был организован радушный приём – встречала русская община, почётный консул России Юрий Андрущак, городские власти, яхтсмены… Хозяин верфи Rannoch Adventure — Чарли Питчер (в 2013-м установил рекорд одиночного пересечения Атлантического океана на вёсельной лодке – 35 суток, улучшив предыдущий рекорд, принадлежавший Фёдору Конюхову (46 суток). – Прим. «ОГ»)– специально прибыл из Англии в Ушуая, чтобы лично приветствовать Фёдора и лодку «АКРОС», которую больше года строила и оборудовала его команда.

Что дальше?

Конечно, такое путешествие не могло не отразиться на здоровье Фёдора, несмотря на то, что он был готов к тяжелейшим условиям. По словам Ирины Конюховой, супруги путешественника, состояние у Фёдора удовлетворительное, хотя присутствуют признаки цинги, авитаминоза и истощения. Остаётся надеяться, что Фёдор преодолеет все эти сложности на Большой земле.

– Фёдор очень быстро восстанавливается, это какая-то феноменальная возможность. Наверное надо, чтобы это изучали учёные, – рассказывал «ОГ» Оскар Конюхов. – Пробыть в лодке, в экстремальных условиях, в океане больше 150 суток – это даже представить сложно. А приедет он, как всегда, с миллионами планов (наш разговор состоялся до финиша Фёдора. – Прим. «ОГ»). Я думаю, что он после путешествия больше будет настроен на созидание, Фёдору хочется оставлять после себя что-то материальное. Он будет работать над книгами, писать картины, создавать скульптуры. Его самая глобальная идея после того, как он высадится на берег – 8-метровая скульптура Николая Чудотворца. Монумент уже открыт в Мурманске, теперь в планах установить такие скульптуры в Находке, Калининграде, Москве, Севастополе – по задумке они освятят территорию России символическим крестом.

Поэтому как только самочувствие Фёдора Конюхова окончательно придёт в норму, он вылетит домой, в Москву. А впереди у команды – подготовка ко второму этапу этого кругосветного путешествия. Это будет полёт в стратосферу на тепловом аэростате с целью установить новый рекорд высоты – 25 километров.

– Изначально мы планировали, что к мысу Горн Фёдор прибудет в марте, поэтому на апрель мы наметили полёт со стартом в Австралии, – поясняет Оскар. – Но поскольку из-за тяжелейших погодных условий Фёдор шёл на лодке дольше, вторую часть кругосветки нам придётся перенести на сезон – где-то на полгода. Ещё один полёт в рамках этой экспедиции запланирован на сентябрь 2019-го – в России.