Завтра вечером в Москве из 13 городов-претендентов будут названы 11, которые в 2018 году примут матчи футбольного чемпионата мира. В число кандидатов, напомним, входит также и Екатеринбург. Обозреватели «ОГ» решили высказать свои диаметрально противоположные мнения по поводу проведения в уральской столице, пожалуй, второго по значимости после Олимпийских игр спортивного события.
А.К.: По-моему, проведение чемпионата мира по футболу это здорово. Впервые в истории Екатеринбург покажет своё спортивное лицо на весь мир. Конечно, у нас и до этого проходили крупные международные спортивные мероприятия. Это и волейбольный «Кубок Ельцина», и боксёрские поединки с участием Натальи Рагозиной и Дмитрия Пирога, и «Финал четырёх» женской баскетбольной Евролиги. Но при всём уважении к этим и другим видам спорта футбольный чемпионат мира это действо несколько иного порядка. И не воспользоваться шансом для его организации было бы очень большой ошибкой. И главное, что нам не придётся ехать за тридевять земель, чтобы увидеть футбол высокого уровня.
Е.Я.: Мне кажется, что у многих екатеринбуржцев (и у тебя в том числе) сложилось ложное представление о нашей сопричастности к предстоящему турниру, если он будет проходить в Екатеринбурге. Очень забавно было читать на форумах что-то типа «сын подрастёт, пойдём купим билет в кассе и на футбол». Такого понятия, как билеты в кассе на матчи чемпионата мира, не существует в принципе.
ФИФА принимает заявки от всех желающих по электронной почте, а потом разыгрывает билеты в лотерее. И шанс получить заветный квиток у человека, живущего через дорогу от Центрального стадиона, будут разве что чуть выше, чем у болельщика из Австралии. Как вариант купить билет у какого-нибудь туроператора, но тогда придётся ещё оплатить гостиницу (а цены на них, к примеру, во время чемпионата Европы в Польше, взлетали в разы) на все дни «пребывания».
А.К.: Хотя бы сегодня, накануне объявления городов-хозяев чемпионата мира-2018, давай не будем говорить о зверских накрутках цен, распилах и откатах. В любом случае город, да и вся область, без сомнения, получат гигантский импульс развития. Будут построены новые дороги, второе рождение получит и так далеко не самый плохой аэропорт Кольцово. Даже, возможно, уберут из центра города СИЗО № 1.
Е.Я.: Конечно, развитие инфраструктуры это здорово. Но почему то, что нужно нам самим, надо делать обязательно для кого-то? Один мой коллега год назад около месяца провел в Лондоне и его окрестностях, и, по его рассказам, он не заметил, чтобы в британской столице как-то особенно готовились к Олимпиаде реконструировали стадионы и аэропорты, строили гостиницы и дороги. Потому что там это уже построили для собственного удобства, а не по требованию МОК или ФИФА.
А.К.: Кстати, недавно я был проездом в Харькове, который был одним из городов-организаторов футбольного чемпионата Европы-2012. Если честно, то ни аэропорт, ни дорожная инфраструктура меня не впечатлили. Лично я не увидел какого-то глобального преображения города. Зато мне все уши протрещали местные таксисты по поводу голландских фанатов, которые разукрасили город в оранжевые цвета. Представляешь, что будет, если к нам приедут знойные бразильянки... Ну или хотя бы любители пива из Германии.
Е.Я.: Давай не будем забывать, что футбольные фанаты своим поведением, мягко говоря, несколько отличаются от любителей оперного искусства. И расстояние от праздника до драки они преодолевают порой быстрее, чем Усейн Болт стометровку. Меня очень беспокоит вопрос готовности нашей полиции работать с такой многочисленной, к тому же иноязычной аудиторией. И это не претензия к нашим правоохранителям. У них просто не было подобного опыта... Те, кто приедут в Екатеринбург, наверняка уедут домой с самыми яркими воспоминаниями. Всё-таки равных уральцам по умению принимать гостей я знаю немного. Увеличится ли узнаваемость Екатеринбурга в мире благодаря чемпионату мира?! Положа руку на сердце: много ли мы узнали о тех городах, где проходили матчи Кубка мира в ЮАР? И, вообще, много ли людей, способных два года спустя без помощи Интернета назвать, кроме Йоханнесбурга и Дурбана, ещё хотя бы два-три населённых пункта, где проходили игры?
А.К.: Зато у нас есть стадион в самом центре города. Рядом с ним (при определённой доработке) может появиться тренировочное поле и огромная парковка. Кто-то говорит, что стадионы, как и торговые центры, должны быть вынесены на окраины. Но тут сколько людей, столько и мнений.
Е.Я.: Действительно, по этому поводу ходят разные разговоры. Но с нашим Центральным стадионом в любом случае надо что-то делать. Наличие недавно реконструированной арены сомнительное преимущество даже перед конкурентами, у которых не готово ещё ничего. Давай будем честными: наш стадион уже морально устарел. В той же Англии, к примеру, тоже есть стадионы, у которых крыша, как и у нас, стоит на опорах, закрывающих обзор нескольким тысячам зрителей. Но, простите, они построены ещё в позапрошлом (!) веке. Представь себе чувства болельщика, заплатившего немаленькие деньги за билет и перелёт до Екатеринбурга откуда-нибудь из Африки или Южной Америки, когда он сядет на своё место и увидит, что обзор поля ему закрывает массивная опора. То, что он в эмоциональном порыве выскажет, можно будет понять без переводчика. А скорее всего, ФИФА просто запретит продавать билеты на эти места и вычтет их из общей вместимости стадиона. Кстати, мест в так называемой «мёртвой зоне» на Центральном стадионе порядка пяти тысяч.
Скорее всего, готовность стадиона уже сейчас не плюс, а минус. Требования к аренам на чемпионат мира 2018 года в окончательном виде будут сформулированы только после окончания турнира 2014 года в Бразилии. Учесть их на стадионах, которые ещё только строятся, будет гораздо проще.
А.К.: В любом случае, Евгений, убеждён, что, несмотря на свой скепсис, завтра в 21.00 ты сядешь у телевизора и всё же посмотришь церемонию оглашения городов, которые примут матчи чемпионата мира-2018. Ну, а я вместе с сотнями любителей футбола буду следить за трансляцией по большому экрану, установленному в самом центре Екатеринбурга на улице Вайнера.