В течение двух суток шестеро российских спортсменов попались на употреблении препарата, отнесённого Международным антидопинговым агентством (ВАДА) к запрещённым. Среди них «наше всё» в большом теннисе Мария Шарапова, олимпийская чемпионка по фигурному катанию Екатерина Боброва, олимпийский чемпион по шорт-треку Семён Елистратов, чемпион и рекордсмен мира в скоростном беге на коньках Павел Кулижников (до марта 2014 года отбывавший дисквалификацию за употребление допинга).
В прессе и социальных сетях – шум, гам, призывы поддержать и поиски происков. А на самом-то деле прежде всего происшедшее стало прекрасной иллюстрацией того, что вся борьба с допингом эффективна не более, если не менее, чем попытка Дон Кихота Ламанчского сразиться с ветряными мельницами. Есть вещества и их производные, а также некоторые манипуляции, внесённые в обновляемый ежегодно «Запрещённый список ВАДА». Их, если очень грубо, порядка тысячи. При этом какие-то из них, как пресловутый мельдоний, изобретённый ещё в СССР, многие десятилетия использовались вполне легально.
Шарапову неоднократно предупреждали о том, что необходимо исключить мельдоний из своего медикаментозного рациона. И что же? «Я получила в сентябре письмо от ВАДА по электронной почте, в котором сообщалось о включении мельдония в список запрещённых препаратов. Но я его не прочитала», – заявила Шарапова на пресс-конференции. После таких вот инфантильных признаний самой высокооплачиваемой спортсменки мира просто смешно искать антироссийский заговор. Кстати, в США, где проживает Шарапова, этот препарат вообще запрещён.
Нынешние шестеро пойманных не первые и не последние. А может, действительно прекратить уже эту бесполезную войну с ветряными мельницами? Ещё в июле 1998 года в интервью испанской газете «Эль Мундо» тогдашний президент МОК Хуан Антонио Самаранч предлагал если не легализовать допинг, то существенно сократить список запрещённых веществ. Тут же поднялся такой шум, что чиновники МОК быстро дали задний ход, пояснив, что 78-летний маркиз не совсем осознавал, что говорит. А вдруг это был всё-таки не старческий маразм, а житейская мудрость – признание того, что спортивные власти уже тогда проиграли войну с допингом. Хотим мы того или не хотим, но любое противодействие всегда минимум на шаг отстаёт от действия. И в борьбе с допингом всегда будет оставаться зазор между появлением нового препарата и его запретом.
Огромные деньги тратятся на разработку новых допингов и способов их обнаружения. Так, может, хватит хотя бы здесь выбрасывать деньги на ветер? Признать уже, что существуют люди, которые согласны добиваться спортивного успеха, славы и сопутствующих этому благ ценой своего здоровья и даже жизни, что есть внушительная армия добровольцев, участвующих в эксперименте по выявлению пределов человеческих возможностей. Если невозможно добиться чистоты эксперимента в «чистом» спорте, пускай все желающие соревнуются в «грязном». По крайней мере, всё будет по-честному. Вот только будет ли тогда к таким соревнованиям прежний интерес, обеспечивающий миллионные гонорары?