В Аргентине финишировал XXXVIII ралли-марафон «Дакар». Пожалуй, самый противоречивый и скандальный в истории. Квартет сильнейших квадроциклистов замкнул трёхкратный участник гонки екатеринбуржец Сергей Карякин. До призовой строчки ему не хватило двух минут с хвостиком, при обилии нестыковок в результатах у главных соперников.
Все приключения нашего земляка мы уместили в роудбуке – «дорожной книге», по которой гонщики ориентируются на маршруте. Только в «ОГ», помимо ключевых точек, препятствий, курса движения, на бумажной ленте будут ещё и впечатления Сергея Карякина.
Мы в Аргентине. Не обошлось без неприятностей. Те, кто вывозили машины с парома, украли брелоки с логотипами «Dakar» и «Can-Am Trophy», флешки, всю мелочёвку, не выключили свет – сел аккумулятор. Как обычно в Аргентине.
Сегодня было грязно! Скоростная трасса, но ехал «слепой»: сломался навигационный прибор, а я ориентировался по нему… После длинной прямой начал входить в достаточно острый поворот – там уже два «умника» врезались. Увидел примятую траву, заезжаю, подпрыгиваю на кочке и переворачиваюсь.
Сломался прибор Iritrack, отвечающий за безопасность! Пять минут проиграл лидеру – и это неплохо, у меня ещё глушитель отвалился.
В прошлом году на марафонских спецучастках давали кровати для сна, а в этом – подстилку, и спи на полу! Кое-как успел на старт (пока мне поставили четвёртый по счёту Iritrack, прошло 40 минут). Приехал – не выпускают. Оказалось, меня даже нет в «стартовке»! Перед финишем увидел разбившегося мотоциклиста. А нам организаторы говорят: если авария, нажимайте на приборе безопасности красную кнопку, ждите вертолёта, потраченное на помощь время потом компенсируют. Мотоциклист не встаёт. Я нажал на красную кнопку на его приборе, на моём – никаких действий! Мотоциклиста попытался посадить на технику, он вроде оклемался, но я минут пять потерял. Когда приехал на финиш, организаторы отказались компенсировать время. Говорят, а вертолёт же не прилетал. Очень недоволен организацией!
Приехали в Боливию. Высота 4 600 метров. Хотя хорошо переношу перепады, всё равно кружилась голова. На финише меня ждал не очень приятный подарок: остановили фанаты, чтобы сфотографироваться, я согласился. Уезжаю, смотрю на бак – сумки нет! Украли инструменты, комплект для ремонта колёс, дополнительный бортовой компьютер.
Из-за высоты почти всю ночь не спал, сильно рвало, болела голова, знобило. В таком состоянии и выехал на спецучасток. Сейчас – на массаж, затем – на паспортный контроль, для возвращения в Аргентину.
Крайний спецучасток перед днём отдыха. Сломался Iritrack – в шестой раз! Долго ждал замены прибора, и меня обогнало много соперников.
Прямо на старте второй части марафона проткнул колесо. Ехал медленно. К тому же колёса были перекачаны, а в песках их лучше спускать.
Обошлось без проколов колеса, что удивительно, учитывая опыт предыдущих дней. Но сгорел регулятор напряжения, и случилось это в самом «удачном» месте: я переезжал русло реки с мягким песком. Каждый день до позднего вечера разбираюсь с организаторами, их ошибками. Перестал верить, что это случайно. Такого бардака не видел и на любительских соревнованиях!
Организаторы сказали: только процентов 30 трассы будет вне дорог, а на деле она состояла из одних камней. От такой тряски болят суставы. За рулём квадроцикла я сегодня пробыл 11 часов: на старт мы выехали в пять утра и только в 16:30 остановились.
Через 40 километров после старта вытек полностью задний амортизатор, поэтому я ехал, как на старой кровати – болтаясь. Ещё через десять отломилась банка выхлопа. За 100 километров до финиша отпала труба. Затем настал черёд топливного бака и выхлопного коллектора. Из-за этого выхлопные газы шли прямо в квадроцикл, внутри него всё расплавилось. Чудом доехал!
Расстроился очень сильно… Говорят, нет места обиднее, чем второе и четвёртое. Это так. Но четвёртое намного хуже…
«ОГ» связалась с Сергеем Карякиным после финиша в Росарио. Результат нашего земляка расстроил.
– Сергей, пустили слезу после финиша ралли?
– Эмоций не осталось, особенно когда узнал, что занял четвёртое место. Истощён психологически, физически. Но я на финише, жив, здоров. Погода была своеобразной. Шли ливни, после них наступала жара, а за ней – холод. Перепад температур был колоссальный! Утром – ноль градусов, а днём уже +45.
– Одной из главных помех ралли-марафона считается живность, которая выбегает на трассу. И ваши болельщики, желая вам победы, взывали: пусть все коровы мира окажутся на пути братьев Патронелли!
– Фразу слышу в первый раз, забавно. Если честно, в глубине души иногда хотелось, чтобы Патронелли, моим соперникам, тоже иногда не везло. Но всё же уповал я не на удачу, а на собственный опыт и возможности. Важно победить себя.
– Готовы ли сейчас, после успешного финиша, простить организаторам многочисленные недочёты?
– Почему я должен это делать?! Иногда организаторы просто уходили от ответа на мой вопрос. И такое отношение нельзя прощать. Теперь нужно готовиться иначе. Брать сильного менеджера, бороться за результат, долбить, гнобить, не допускать произвола.
– Сергей, за вас болели во многих городах России, в Казахстане… Чувствовали поддержку?
– Я созванивался с моим пресс-секретарём Галиной Кошелевой и передавал впечатления, она потом делилась ими с болельщиками. Разговаривал с родителями, женой. За две недели потратил на телефон где-то 15 000 рублей. И не только чувствовал поддержку, я видел её. Важно понимать: то, что ты делаешь, нужно кому-то ещё, кроме тебя. Это придаёт сил. Я не мог сдаться, опустить руки, сбавить темп. Знаю, что меня ждут дома и хотят видеть во мне чемпиона!