Забивал мало, поэтому – в воротах

: Евгений Ячменёв
Из всех игроков «Урала» Дмитрию Арапову пришлось дольше всех ждать дебюта в премьер-лиге, 49 матчей он провёл на скамейке запасных. А сейчас – снова работа на тренировках. Фото: Станислав Савин

При голосовании журналистов для определения лучшего игрока футбольного «Урала» двоих (Пабло Фонтанельо и Фёдора Смолова) я, как и большинство коллег, назвал тут же. А вот на третью позицию, перебрав несколько кандидатур, решил поставить вратаря Дмитрия Арапова, сыгравшего лишь в четырёх заключительных играх. За что был немедленно «обхихикан» в комментариях на клубном сайте: «те, кто голосовали за Гогниева и Арапова, явно далёкие от футбола люди».

Да, почти весь сезон 22-летний вратарь просидел на скамейке запасных, но по воле случая именно ему выпало играть в тех матчах, где решалась судьба команды. И ведь ошибись он, молодой, неопытный, не сыгравший до этого ни в ФНЛ, ни в премьер-лиге ни минуты, сломайся под грузом ответственности, кто бы бросил в него камень? Но он сыграл уверенно, надёжно, внеся свой вклад в то, что команда всё-таки сохранила прописку в элитном дивизионе. Так что по крайней мере третье место Арапова в моём личном рейтинге, соглашусь, аванс, но вполне заслуженный.

– Дмитрий, в составе «Урала» вы с 2012 года, и вас можно назвать одним из старожилов, но широкая аудитория про вас мало что знает. Вы ведь родом из Кушвы?

– Да. Там же и начинал играть в футбол в дворовой команде. Поначалу даже без тренера, просто собирались мальчишки и играли. Потом появился тренер, мы стали ездить на какие-то соревнования, и даже заняли второе место на турнире в Нижнем Тагиле. В тринадцать лет приехал на просмотр в мини-футбольную команду «ВИЗ-Синара». Нас было человек пять из Кушвы, и в двухсторонке нам визовцы наколотили мячей десять, мне в том числе (смеётся), но тренер «ВИЗ-Синары» Игорь Влади­славович Путилов, несмотря на это, обратил внимание на меня и ещё одного нашего парнишку, нападающего, сказал: «Если хотите играть в нашей команде, приезжайте. На раздумье вам три-четыре дня». Мама крепко задумалась – всё-таки боязно было отпускать 13-летнего сына из маленькой Кушвы в Екатеринбург. Но в итоге дала добро: «Раз занимаешься, то попробуй».

– Вдвоём-то всё-таки, наверно, не так страшно?

– Второго родители не отпустили, так что поехал я один. В общежитии училища мне сказали, что мест нет, надо снимать квартиру. А это по тем временам тысяч одиннадцать. Мама в итоге потратила все свои сбережения, что-то занимала.

– Ну и какие были успехи в мини-футболе?

– Зимой мы играли в «мини», а летом в большой футбол, в котором у меня всё-таки лучше получалось. Да и, если честно, «комнатный» футбол мне не очень понравился. На свежем воздухе лучше играть, поле мягкое, ворота большие.

– В ворота в детском футболе отряжают обычно по остаточному принципу, потому что все же забивать хотят. Вас как в «рамку» угораздило попасть?

– Я сначала тоже в нападении играл, любил побегать, но забивал мало и решил попробовать в воротах. Лет девять мне было.

– Как оказались в «Урале»?

– За год до выпуска мне предложили попробовать силы в дубле «шмелей». И так получилось, что все вратари травмировались и тогдашний тренер дубля Евгений Геннадьевич Аверьянов предложил меня заявить. Поставили в состав на первую игру, на вторую – и пошло.

– Своего шанса выйти на поле в основном составе вы ждали три года. Каково это: сидеть на лавке и понимать, что шанс сыграть минимальный?

– Когда Игорь Кот был в заявке на матч, я понимал, что в случае чего мне бы не доверили и вышел бы он. Это в игре с «Торпедо» так получилось, что я один был на скамейке и пришлось выходить. А вообще перед каждым матчем я всегда представляю ситуацию, что я выхожу на поле, какие-то моменты в голове прокручиваю.

– Меня поразило во время телетрансляции матча «Урала» с «Торпедо», в котором вы заменили удалённого с поля Николая Заболотного, ваше железное спокойствие. По крайней мере так казалось по ту сторону экрана. И это перед первым в жизни выходом на поле, в ответственнейшем матче, причём сразу на 11-метровый штрафной удар.

– Наверное, всё просто объясняется – ситуация была мне хорошо знакома и много раз пережита.

– А вот с этого места поподробнее, пожалуйста.

– В том-то и дело, что я в мечтах именно так и представлял себе, что я выйду сразу на пенальти. С той лишь разницей, что я этот 11-метровый, конечно, отбивал. В реальности, к сожалению, не получилось (смеётся). А то, что игра с «Торпедо» была во многом решающей для «Урала», который боролся за выживание в премьер-лиге… Для меня каждая игра важная и решающая, где я должен себя показать с самой лучшей стороны, не подвести команду.

– Дебютную игру наверняка в деталях запомнили?

– А как же! Особенно первый в жизни пенальти в премьер-лиге. Я вроде бы всё правильно сделал, угадал, куда будет бить игрок «Торпедо»… наверное, толчка немного не хватило. Но и удар у бьющего получился хорошим.

– Вам вообще «повезло» в этом матче – все три гола были не из разряда тех, за которые можно упрекнуть вратаря.

– Да уж, сразу меня «проверили» по полной. После игры, конечно, немного переживал, что не выручил команду, но потом пересмотрел моменты и понял, что сыграл нормально. Да и по ощущениям понял, что на этом уровне можно спокойно играть.

– На следующую игру в Грозный летели уже основным вратарём?

– Вовсе нет. Был же ещё Игорь Кот, который только на предыгровой тренировке сказал, что из-за боли в мышце не сможет. Лишь тогда я понял, что буду играть и с «Тереком». А в стыковых играх с «Томью» уже мог вернуться Коля Заболотный. Думаю, что он тоже настраивался играть. Но когда тренер называл основной состав на матч, я опять услышал свою фамилию. Выходил на поле всё равно немного с волнением, совсем без него нельзя, я считаю.

– Дмитрий, у вас не самый высокий рост для вратаря (185 см. – Прим. «ОГ»). Никогда не было комплексов на эту тему?

– Если только совсем в детстве. Когда оказался в команде «Урала» 1993 года рождения, мы все были одинакового роста, хоть линейку сверху клади. Да и сейчас – Игорь Акинфеев двенадцать лет играет в ЦСКА и в сборной России, у него почти такой же рост.

– Кто ещё из современных вратарей нравится?

– Из российского чемпионата Лодыгин, если брать другие страны, то нравятся испанец Икер Касильяс, чилиец Клаудио Браво. Получается, что почти все как раз примерно моих габаритов.

– Сейчас в «Урале» новый главный тренер – Виктор Гончаренко, с которым пришёл и новый вратарь, его давнишний друг Юрий Жевнов. Вы готовы вернуться на скамейку запасных?

– Думаю, что и на меня сейчас тренеры будут по-другому смотреть. Всё-таки я доказал, что могу играть в премьер-лиге. Кто из вратарей получит место в основном составе – решать тренеру, а моя задача работать на тренировках, выкладываться.

– А чего вообще хотелось бы добиться в футболе?

– Да много чего – вы­играть чемпионат России, поиграть в еврокубках с «Реалом» или «Барселоной». Пример того же Олега Шатова доказывает, что нет ничего невозможного.