О спортивной гимнастике рассказывает чемпион Европы 2013 года в личном многоборье и чемпион Европы 2014 года в командном первенстве екатеринбуржец Давид Белявский.
— Давид, какой должна быть форма гимнаста, регламентируется ли она?
— Костюм состоит из купальника, трико и шорт — это у мужчин. В купальнике гимнаст выступает на всех снарядах. Для упражнений на коне, кольцах, параллельных брусьях и перекладине дополнительно надевается трико, а в двух видах (вольные упражнения и прыжок) — шорты. Внешний вид строго регламентирован, никаких отступлений от нормы не допускается. У девушек все упражнения выполняются в купальниках.
— В американском фильме «Бунтарка» про спортивную гимнастику спортсменке снизили оценку из-за того, что у неё во время выступления выскочила из-под купальника бретелька от лифчика. Такое в реальности может быть?
— Я не помню, чтобы такое происходило — купальники подгоняются так, чтобы нигде ничего не выскочило.
— Про спортивную гимнастику вообще очень много фильмов и даже сериалы есть. Вы их смотрите?
— Я знаю, что фильмов много, но я, если честно, кроме «Бунтарки» больше ничего не смотрел. Как-то неинтересно. Но отношусь к этим фильмам всё равно хорошо, поскольку они популяризируют наш спорт.
— Как гимнасты проводят день перед выступлением?
— Все — по-разному, кто как настраивается. Тренировки накануне соревнований проходят без большой нагрузки, на них нужно привести все мышцы в тонус и повторить элементы, которые не очень хорошо получались в предыдущие дни. Но главное — не перетренироваться, силы поберечь.
— У гимнастов есть какие-то ограничения в еде?
— У всех организм разный. У меня, например, нет никаких ограничений, я могу есть всё. Основные ограничения касаются не еды, а привычек. Никаких вредных пристрастий и — в обязательном порядке — хороший сон.
— Гимнастика — это постоянные травмы, выматывающие тренировки, боль…
— Мой первый тренер из Воткинска Сергей Николаевич Закиров, когда я ему жаловался, что у меня что-то болит, говорил: раз болит — значит, ты живой. Боль — неотъемлемая часть нашего вида спорта. Чаще всего болят кисти, плечи, спина и голеностопы.
— Какой снаряд лично у вас самый любимый, какой — самый трудный? Как вообще гимнасты относятся к снарядам? «Художницы», например, верят, что если плохо сказать про какой-то из них, то будут неудачи…
— Я многоборец, поэтому выступаю во всех шести дисциплинах. Труднее всего мне даётся перекладина, я долго осваиваю на ней новые элементы. На остальных снарядах это проходит гораздо быстрее. А про приметы… Нам тренеры тоже говорят, что нужно любить снаряд и нельзя его бить. Хотя… Знаете, как иногда хочется! Когда ничего не получается. Но мы стараемся не делать этого. В конце концов, в чём снаряд-то виноват? А ещё мы иногда… разговариваем со снарядами. Чтобы помогали нам.
— Часто во время выступлений мы видим, как тренеры стоят рядом со спортсменом. Они как-то могут помочь? Или просто страхуют?
— Страхуют, но говорить им запрещено. И помогать, конечно, тоже.
— Что в гимнастике самое тяжёлое?
— Для меня — однообразность. Сборы, которые длятся месяцами, тренировки, где до иcступления делаешь одно и то же... Устаю от этого.
— У вас на руке — татуировка… Что она обозначает? И нет ли у гимнастов ограничений на татуировки, пирсинг?
— Ограничений нет. Если спортсмену не мешает, то — пожалуйста. У меня, кстати, ещё и серьга в ухе (смеётся). Насчёт татуировки — это мой жизненный девиз. Правда, не люблю про неё рассказывать. Просто это действительно важная для меня фраза. Хотите — найдите сами.
(На руке у Давида написано латинское изречение «Desipere in Loco» — «Безумствуй, где это уместно».