«Булки есть можно, только в гимнастику потом нельзя»

: Яна Белоцерковская

Мы внимательно наблюдаем за спортивными баталиями, многое знаем о результатах и чемпионах. Но иногда у болельщиков остаются вопросы о тонкостях спорта. Сегодня о художественной гимнастике в деталях расскажет олимпийская чемпионка Сиднея Ирина Зильбер.

— Гимнастки-художницы всегда в ярких купальниках, с убранными волосами, ярким макияжем… Наверняка внешний вид строго регламентирован?

— Внешнему виду гимнасток вообще можно посвятить отдельный рассказ, и места в «Областной газете» на все подробности не хватит (смеётся). А тренерам и художницам приходится всё это помнить… Но о самых любопытных моментах расскажу. Раньше требования к купальникам были значительно строже. Сейчас можно украшать его стразами, бусинами, пайетками — главное условие — чтобы ничего (ни одной маленькой бисеринки!) не оказалось на ковре. Вот почему купальники если и украшают, то крайне осторожно. Ещё регламентом строго оговорено, какой глубины могут быть вырезы. В декольте всегда вставляется сетка, на спине — тоже сетка. С недавнего времени разрешили также небольшие юбочки — к слову, первой в такой юбочке когда-то вышла Алина Кабаева. Здесь главное помнить, что купальник должен работать на образ. Можно нацепить на него всё на свете, сверкать как ёлка и не произвести никакого эффекта, потому что купальник — отдельно, музыка — отдельно, гимнастика — отдельно. А всё это должно создавать единую цельную картину… Ещё важно, чтобы купальник ни в коем случае не сполз, и зрители не увидели нижнее бельё…

— И что тогда будет?

— Вроде бы штрафы, очки снимут… Но никогда ничего подобного не было, все резинки всегда затянуты, каждый элемент отработан до автоматизма. Ничего у нас не сползает (смеётся).

— Кстати, ковёр, на котором выступают гимнастки-художницы, чем-то отличается от обычного ковра, который лежит дома?

— Да. Ценой . Такой ковёр стоит 1,5 миллиона. Кроме того, у него особый ворс, он не скользит и обладает хорошей амортизацией. У гимнасток очень много прыжков, переворотов, и ковёр позволяет избежать многих травм…

— Какие травмы у гимнасток самые частые?

— Страдают колени, сухожилия. Поясница часто болит, бывают сильные растяжения и ушибы.

— Наверное, еда — очень болезненный вопрос… Что нельзя есть?

— Знаете известный анекдот про балерин? «После шести есть нельзя. Девочка, вот тебе сколько лет? — Шесть. — Всё, больше не ешь». Так вот, про гимнасток тоже можно так сказать. Никакого мучного, сладкого. Никакой газировки. Конфеты, булки, макароны — можно, только в гимнастику потом нельзя. Детям это объясняем очень просто: хотите быть чемпионами — соблюдайте правила.

— Художественная гимнастика — только для девочек? Для мальчиков вариантов нет?

— Есть, просто всё это гораздо менее развито. И мужская художественная гимнастика — не олимпийский вид спорта.

— Давайте поговорим о предметах…

— Самым лёгким считается скакалка, и именно с неё начинают учить гимнастике. Это самый «некапризный» предмет, хотя о неё, бывает, спотыкаются. Главная проблема мяча — он укатывается. Гимнастки подкидывают его, выполняют элемент, затем ловят… или не ловят. Ещё укатиться может обруч — он ведёт себя очень непредсказуемо. Лента тоже очень капризная. Она реагирует на малейшее колебание воздуха, и часто завязывается узлом, с ней надо быть предельно осторожной. А ещё ленту обязательно нужно прогладить утюгом. И не только, чтобы она хорошо выглядела, но и чтобы была сухой. Лента впитывает влагу и меняет свои свойства, что делает её непредсказуемой. Самые травмоопасные — булавы. Их подкидывают довольно высоко, летят они с хорошей скоростью и ушибить могут сильно…