40 лет назад (в 1975 году) на Центральном стадионе Свердловска состоялась ответная финальная игра Кубка европейских чемпионов по хоккею с мячом между свердловским СКА и шведским клубом «Фалу БС». Армейцы, у которых в активе была победа в гостях со счётом 8:6, и на глазах своих 15 тысяч болельщиков не ударили в грязь лицом: выиграли 7:2 и стали первыми в истории обладателями этого трофея.
Александр Гусев (нет на фото). Мастер спорта международного класса по хоккею с мячом и хоккею на траве. Умер в 1994 году.
Александр Сивков (нет на фото). Живёт в Екатеринбурге, бизнесмен.
Международная федерация бенди (тогда она называлась ИБФ) была далеко не первой, кто решил определить сильнейшего среди победителей национальных чемпионатов. Футболисты и баскетболисты своего клубного чемпиона Европы к тому времени определяли уже почти два десятилетия, у шайбистов аналогичный турнир появился в 1965 году. Решение о проведении Кубка европейских чемпионов было принято летом 1974 года.
Кубок европейских чемпионов-1975
Необходимость проведения международных матчей породила две существенные проблемы. Это сейчас с развитием телевидения и Интернета все знают всё и про всех, а в середине 70-х годов прошлого века сборные встречались раз в год на чемпионатах мира или турнирах на приз газеты «Советская Россия», а о том, что представляют собой иностранные клубы, вообще никто ничего не знал. К примеру, о шведском «Фалу БС» было известно только то, что в команде играет Бенгт «Бемпа» Эрикссон, который и по сию пору считается лучшим мастером бенди всех времён в Швеции. Другая, и не менее важная проблема – проведение матчей в закрытом для посещения иностранцами Свердловске. Разрешение на приезд скандинавских команд принималось на уровне правительства СССР, и всё время хоккеисты из Финляндии и Швеции находились под бдительным присмотром, как тогда говорили, компетентных органов.
Первая финальная игра в Фалуне состоялась 13 февраля, а дату ответной встречи долго согласовывали на самом верху, и в итоге провести её решили 20 марта. Откуда высокому московскому начальству было знать, что к этому времени сохранить лёд даже на Урале непросто. Накануне установилась тёплая погода, и матч оказался под угрозой срыва. Но в последний момент всё-таки похолодало, на Центральный стадион командировали лучших специалистов по заливке, и лёд они приготовили отменный – свердловский лёд вообще тогда считался лучшим в стране.
– Атмосфера после игры в городе была как во время праздничной демонстрации 1 Мая или 7 Ноября, – вспоминает участник той игры, четырёхкратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта Валентин Хардин. – Можно сказать, что это была самая большая победа нашего поколения. И, к сожалению, последняя. Мы ещё несколько лет поиграли и закончили, а талантливая молодёжь, которой мы передавали свой опыт, разъехалась из Свердловска в те команды, где больше платили.
Героем решающего матча с «Фалу БС» стал 18-летний нападающий Анатолий Романов, забивший четыре мяча. На Урал он приехал с родителями из Сумгаита. Был невыездным (якобы из-за того, что его отчим – армянин), поэтому на игры в Финляндию и Швецию Анатолий с командой не ездил. Зато сполна использовал свой шанс в домашней игре, когда шведы прикрыли ведущих игроков СКА.
Возможно, успеху Романова косвенно способствовало и то, что ещё в первом тайме в столкновении с соперником лишился сразу нескольких зубов другой нападающий – Александр Сивков. Его увезли со стадиона на «скорой», и вернулся он уже только к банкету.
Романову предрекали большое будущее, но жизнь его сложилась трагически – в СКА он не задержался из-за регулярных нарушений спортивного режима, затем связался с криминалом и погиб. По неподтверждённым данным – в местах лишения свободы.
Любопытный эпизод, упоминания о котором раньше не приходилось встречать, рассказал при подготовке этой публикации Александр Шварцман, в то время – администратор команды СКА:
– После ответного финального матча был банкет в гостинице «Большой Урал», за столом через одного сидели сотрудники Комитета госбезопасности. И вот, когда уже немного выпили, один из шведов вдруг на чистом русском языке стал говорить, что его мама родом из Витебска, а в Швецию попала в годы войны. Кагэбэшники сразу напряглись, но вроде никаких последствий это не имело. К сожалению, имени этого человека я не запомнил, а потом мы больше с ним не пересекались.
За победу в Кубке европейских чемпионов игроки получили звания мастеров спорта международного класса (у кого их ещё не было) и премию 500 рублей (это больше, чем тогдашняя двойная месячная зарплата хоккеиста). Следующей большой победы уральских мастеров бенди пришлось ждать почти двадцать лет, когда команда «СКА-Зенит» стала чемпионом России. Но это уже другая история.