ФИФА представила официальные плакаты для каждого из одиннадцати городов России, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Плакат, посвящённый Екатеринбургу, согласно задумке разработчиков, отображает богатства Урала. В его центре — каменный цветок, созданный самым популярным уральским писателем в мире — Павлом Бажовым.
Кстати
В первой половине 2015 года оргкомитет также представит официальный слоган чемпионата, а в 2016-м — талисман.
Плакаты, как и всю символику чемпионата, разрабатывало португальское брендинговое агентство Brandia Central, которое завоевало это право, победив в конкурсе с участием восьми дизайнерских бюро из разных стран. Плакатами будет украшаться город, все объекты, связанные с чемпионатом, а также их будут размещать на расписаниях, билетах, выпускать в виде постеров. Главная задача — представить город, в котором пройдут игры. Прокомментировать плакат мы предложили Павлу КОВАЛЁВУ, профессору УралГАХА.
— Во-первых, в нашем логотипе прослеживается уральская суровость, сдержанность — то, что обычно называют «уральский характер». Это создаёт ощущение стабильности, крепкости, некого консерватизма. И у этого есть как плюс, так и минус… Если мы хотим показать, что у нас всё спокойно, то это замечательный вариант. Если же нам важно подчеркнуть, как развивается город, то плакат этого не отражает — нет никакого ощущения динамики, как, например, в плакатах Самары, Новгорода, Калининграда… На мой взгляд, в конкретной ситуации ощущение уверенности и спокойствия гораздо важнее. Мы сами запускаем программу в будущее и формируем впечатление о том, как пройдёт чемпионат в нашем городе: без ненужных сюрпризов, на достойном уровне. Визуальный образ действительно имеет очень большую силу — вскоре эти плакаты будут везде, и все мы будем заряжаться тем настроем, которое несёт в себе изображение. Напомню вам один случай: на чемпионате Европы по футболу голландская сборная перед матчем с Россией выпустила серию плакатов, где она была изображена в виде гладиаторов — в пыли, грязи, уставшие… И в итоге России они тогда совершенно неожиданно проиграли. Потому что изначально запрограммировали себя на то, что будет мощная борьба и поражение…
Вообще, плакат должен работать на два плана: создавать впечатление и настроение и соответствовать имиджу города в глазах туристов. Наш плакат вполне гармоничен — малахит, Бажов, каменный цветок — всё понятно, это — Урал.
Почему вся подобная символика создаётся не в России? Вопрос очень хороший. Наблюдаете ли вы, что сейчас происходит с конкурсом на выбор персонажа к чемпионату мира по хоккею-2016? Сколько там критики, грязи, «троллинга»? Это связано с некоторыми особенностями русского менталитета — у нас принято критиковать и обращать внимание на недостатки. В итоге хорошее часто остаётся без внимания. Поэтому многие российские дизайнеры просто не берутся за выполнение подобных плакатов и логотипов — критики будет больше, чем слов благодарности. Иностранные агентства, которые занимаются подобными заказами, часто остаются скрытыми. Кстати, в них немало российских дизайнеров работает. Но это одна сторона вопроса. Вторая — все эти образы создаются не для нас, жителей Екатеринбурга. А для туристов. И здесь люди со стороны как раз таки лучше знают, каким иностранец видит наш город.