«Дороги в Екатеринбурге нормальные, но больше 180 километров в час не ездили!»

: Александр Пономарёв
Фото Александра Зайцева

Попробуйте вспомнить хотя бы пять чемпионов мира по автогонкам любого класса за последнее десятилетие. Согласитесь, после Шумахера приходится изрядно поломать голову. Автоспорт в России – непопулярен. Чтобы привить людям интерес к нему, уже второй год подряд в нескольких крупных городах нашей страны проводится автошоу G-Drive Extreme Show, где самые титулованные российские автогонщики демонстрируют свои дисциплины на небольшом отрезке импровизированной трассы. В минувшие выходные показательные заезды прошли в самом центре Екатеринбурга. Как подобные мероприятия помогают завоёвывать новых болельщиков и за кого им впоследствии болеть на мировых трассах?

На эту тему мы поговорили с участником шоу – единственным россиянином, кому удалось стать призёром старейшей автомобильной гонки на выносливость «24 часа Ле-Мана» Романом Русиновым.

За месяц до G-Drive Extreme Show команда Романа приняла участие в гонке «24 часа Ле-Мана» во Франции. В этом году экипажу прочили первое место в классе LMP2 (болид на фото). Однако спустя 10 часов после старта перед самым носом у спортсменов болид соперников сошёл с дистанции. Экипаж нашей команды сначала врезался в него, а потом в ограждение. Гонка для команды Русинова закончилась.

– Роман, на ваш взгляд, почему в России количество, к примеру, футбольных и гоночных болельщиков несопоставимо? Первых в сотни раз больше.

Роман Русинов попробовал себя во многих гоночных классах и категориях и везде добивался успеха.
– Такая тенденция не только в России, но и по всему миру. Существует ряд банальных причин. Во-первых, гоночный спорт – самый дорогой в мире, и не каждый способен хотя бы попробовать себя в нём. А если у человека нет возможности изучить процесс изнутри, то привлекающий фактор снижается. Во-вторых, он считается менее зрелищным. Разве интересно смотреть по телевизору, как на протяжении нескольких часов машинки ездят по кругу? В-третьих, что касается конкретно россиян, то среди наших соотечественников гонщиков с мировым именем не так уж и много, но те, что есть, за последнее время отлично зарекомендовали себя. Посмотрите хотя бы на нашу раллийную команду «КамАЗ-мастер», которая 12 раз становилась победителем «Ралли Дакар».

– А из небанальных причин?

– С каждым годом становится всё больше различных турниров с громкими именами, уследить за которыми проблематично. И без того насыщенный спортивный календарь постоянно обогащают соревнованиями, усложняющими жизнь как гонщикам, так и зрителям. Поэтому бороться за интерес со стороны болельщиков всё труднее. Они просто не знают, что выбрать.

– Может, посоветуете?

– В мире существует три главные гонки: «24 часа Ле-Мана», где я выступаю за французскую команду G-Drive Racing, «Индианаполис-500» – самая известная гонка на автомобилях с открытыми колёсами и Гран-при Монако «Формулы-1».

– Как показательные заезды в рамках G-Drive Extreme Show могут приобщить большее количество народа к гонкам?

– Я же не назвал четвёртую, как мне кажется, главную банальную причину – в России отсутствуют крупные соревнования по автогонкам. Судя по тому интересу, с которым люди наблюдают за нашими выступлениями, большинство из них вживую ниразу гоночный болид-то не видели и не слышали. А это просто необходимо для того, чтобы интерес к спорту проснулся. G-Drive шоу как раз=таки даёт людям такую возможность. В этом году, кроме Екатеринбурга, мы посетим Новосибирск, Челябинск и Нижний Новгород. Помимо моего ле-мановского прототипа, на котором я обычно выступаю, жители этих городов увидят болид действующих чемпионов мира команды «Формулы-1» «Infiniti Red Bull Racing». С дрифтом (управлением автомобилем в управляемом заносе – прим. ред.) зрителей знакомит молодой и очень перспективный гонщик Никита Шиков. А возможности современных раллийных автомобилей продемонстрирует победитель ралли «Шёлковый путь – 2013» Константин Жильцов. Ну и фишкой мероприятия станет экстремальное шоу на мотоциклах, подготовленное командой Марата Канкадзе. Нам важно, чтобы люди поняли, что авто и мотоспорт на самом деле очень зрелищные дисциплины.

– В чём разница между вашим прототипом и болидом «Формулы-1»?

– Конечно, внешние сходства есть, но это совершенно два разных автомобиля. Для тех, кто не в курсе, гонки серии Ле-Ман направлены на то, чтобы проверить выносливость автомобиля. Заезды длятся от шести до 24 часов. Во время гонки у нас в одной машине по очереди едут три пилота. Главная задача – довести автомобиль до финиша, не сломав и не разбив его, к тому же обогнав своих соперников. По сути, «Ле-Ман» – это испытание автомобильных технологий, проверка их на прочность и функциональность. Если они успешно проходят эту проверку, то в дальнейшем эти разработки внедряются в обычные автомобили. Болиды «Формулы-1» – другой случай. В каждом установлены совершенно эксклюзивные детали, которые больше нигде и никогда не встретишь.

– Высота подвески, что у вашего прототипа, что у болида «Формулы-1», кажется, одинаковая. Не боитесь ли повредить автомобили на наших дорогах?

– Это самый популярный вопрос в России. Да, высота абсолютно одинаковая. Что касается дорог, то в Екатеринбурге они нормальные, даже можно устраивать полноценные гонки. Например, по вашему проспекту Ленина спокойно можно разогнаться до 280 километров в час, но из соображений безопасности всё-таки больше 180 не ездили.

ДОСЬЕ «ОГ»

Русинов Роман Александрович:

Родился в Москве 21 октября 1981 года. В 1997 году переехал во Францию.

Карьера:

  • В 2000 году стал первым российским пилотом, выигравшим гонку чемпионата Франции международной серии в классе Фор-мула Renault 2000.
  • В 2004 году первым из российских пилотов одержал победу в Международной серии Ле-Ман в категории Gran Turismo.
  • В 2006 году дебютировал на тестах Формулы-1 в составе команды MF1 Racing Алекса Шнайдера. На тестах в Хересе опередил основного пилота коллектива Кристиана Альберса, но не смог выйти на старт Гран-при из-за отсутствия российских спонсоров.
  • В 2013 году стал бронзовым призёром Международной серии Ле-Ман в классе LMP2 (болид, который Роман пилотировал в Екатеринбурге).

– Роман, вы первый российский пилот, которому удалось пробиться на турниры мирового уровня. Расскажите, с чего началось ваше увлечение гонками?

– На самом деле всё началось с разочарования. В детстве отец привёл меня в московский Дворец пионеров в секцию картинга. Меня приняли. В группу набрали 30 человек. На первом занятии нам сказали: «Вот вам мотор, вот вам разобранное шасси – собирайте. Через месяц-другой привезут дополнительные запчасти и можно будет даже прокатиться». В итоге, никто из ребят ничего, естественно, собрать не смог. Детали тоже не привезли. В общем, ушёл я из кружка.

– С детским автоспортом в России всё настолько плохо, что вы решили уехать во Францию?

– Я тогда, кажется, учился в девятом классе и такие решения принимать не мог. Сказали, поехал. Теперь даже рад, что так получилось. Там автоспорт прекрасно развит. Техника – это вообще дело второстепенное. Главное – трассы, которых во Франции не перечесть. В России же их нет совсем. И если, например, у меня появится желание вернуться на родину, то мне здесь попросту негде будет тренироваться. Там у меня база в 200 метрах от дома, а здесь… Опять же, если вернуться к теме шоу, то это ещё и шанс найти спонсоров, которые, возможно, загорятся желанием построить, скажем, за Екатеринбургом, гоночную трассу. Было бы здорово.