Чемпионат мира в Бразилии близится к завершению, а нам впору задуматься, как жить дальше. Ведь следующий футбольный праздник Россия принимает у себя, и негоже выглядеть хозяевам так же бледно, как смотрелась наша команда в этом году. Один из путей развития недавно предложил Фабио Капелло: «Надо привлекать иностранных игроков, которые хотят играть за нашу сборную».
Если наши футбольные власти пойдут по такому пути – это решение будет означать смерть массового футбола в стране. Необходимость воспитывать игроков для сборной (а не для клубов, где иностранцев хоть пруд пруди) как-то заставляет обращать внимание на детские спортивные школы. Теперь же про них могут забыть абсолютно. И что-то я не помню большого количества иностранцев, горящих желанием играть за сборную России кроме в итоге передумавших камерунца Тчуйсе и бразильца Веллитона.
Да, многие сборные сейчас представляют собой интернационал. Ещё в середине восьмидесятых футбольным идеалом считалась средняя линия сборной Франции, где француз был, собственно, один (Ален Жиресс), а рядом с ним играли этнический итальянец Мишель Платини, испанец Луис Фернандес и малиец Жан Тигана. Геополитические изменения последних десятилетий перемешали народы ещё больше.
Но вот на что нельзя не обратить внимание. В заявках команд на чемпионате мира-2014 всего 736 футболистов, в том числе порядка 130 имеют те или иные проблемы с «пятым пунктом» (кто не помнит, это графа «национальность» в советском паспорте). Но на пальцах одной руки можно пересчитать тех, кто к своей второй родине не имеет вообще никакого отношения.
Многих ведь смущает прежде всего обилие темнокожих игроков в европейских командах. Но почти все они – дети эмигрантов, родившиеся уже в тех странах, цвета которых защищают. Либо в достаточно юном возрасте оказавшиеся в этих странах вместе с родителями, искавшими лучшей доли. По большей части это представители африканских колоний, перебравшиеся в метрополию. Много боснийцев и албанцев, бежавших от войны в Югославии. Гражданами второй родины они стали задолго до того, как проявились их футбольные таланты. Ещё одна большая группа – те, кто играет за страну своих предков. К примеру, сразу четверо футболистов сборной США – сыновья американских военных, служивших в Германии.
В общем, если уж вести речь о мировой практике, то, следуя ей, нужно выбирать игроков, способных усилить сборную России, из числа тех, кто имеет с нашей страной хоть какие-то родственные связи. А лучше всё-таки всерьёз заняться наведением порядка со школами. А то ведь и грустно, и смешно – Коста-Рика, где населения столько же, сколько и в Свердловской области, нашла людей, умеющих играть в футбол, а в большой России с этим уже много лет проблема. К 2018 году, конечно, проблему уже не решить, но надо всё-таки и о будущем думать, а не только о сиюминутном.