13 февраля на Олимпиаде в Сочи дебютирует 28-летний свердловчанин Павел Корпачёв. Он выступит в дисципилине слоупстайл*, впервые вошедшей в программу зимних Олимпийских игр. В этом виде спорта России была выделена всего одна квота, и Паша, как сильнейший представитель российской сборной по фристайлу, получил олимпийскую путёвку.
«Что за вертлявый паренёк?»
В чём-то ему придётся сложнее других олимпийцев. Вид спорта, в котором он выступает, только начинает развиваться в России и не имеет полноценной школы. Поэтому немногочисленные звёзды российского фристайла — по большей части самоучки начала 2000-х. Без преувеличения можно сказать, что сегодня за Корпачёва будет болеть всё сообщество уральских райдеров*. Для них история Паши — показательный пример того, как экстремал, увлечённый своим делом, может добиться успеха.
Паша рос самым обычным парнем, которого не интересовало ничего, кроме спорта. Неудивительно, что в екатеринбургской гимназии №120, где он учился, Корпачёва лучше всех помнит учитель физкультуры. С семи лет Павел занимался гимнастикой, с восьми — лыжным слаломом, в 12 лет пришёл в Свердловскую детско-юношескую школу олимпийского резерва «Уктусские горы», где проучился четыре года у тренера Сергея Загородских и получил звание кандидата в мастера спорта по горным лыжам. Там на занятии его заметил Тарас Черных — ныне руководитель Уральской федерации лыжного фристайла, родоначальник новой школы фристайла на Урале.
— Заехал на работу к своему товарищу — Серёге Загородских, а у него как раз была тренировка с детьми, — вспоминает Черных. — Смотрю, паренёк какой-то вертлявый с невысокого пенька заднее сальто делает. Легко так причём! Спрашиваю: «Это кто у тебя такой?». Он отвечает: «Это Паша Корпачёв». Паше тогда было 15 лет.
Спустя год горнолыжник Тарас Черных начал развивать на Урале ньюскул. Это один из самых зрелищных и опасных стилей катания на горных лыжах, когда спортсмены прыгают с трамплинов, боксов, перил, совершают безумные вращения от полоборота до четырёх оборотов. На первые тренировки Тарас позвал с собой Пашу, предположив, что у него получится, и не ошибся.
Сами строили, сами прыгали
Шёл 2002 год. На уральских горнолыжных трассах не было никаких условий для развития в новом виде спорта, и Черных с Корпачёвым поехали в Михайловск, в окрестностях которого строили трамплины.
— Мы корячились с лопатами в снегу по 10 часов в день, но эти трамплины были для нас жизненно важны. Прыгали с них сами, и к нам приезжали ребята-сноубордисты — наше движение развивалось. У Паши не было страха перед трюками. Я подсказывал ему, как нужно делать — у него получалось. Начал замечать, что подталкиваю его вперёд себя, и почувствовал настоящий тренерский азарт, — говорит Тарас.
Способности Корпачёва замечали и другие экстремалы.
— Помню, как приехал тренироваться на гору и увидел парня, выполняющего трюки, которые доводилось видеть только в фильмах. Тем самым парнем был Паша Корпачёв — единственный человек на Урале, который мог вытворять на трампли-нах нечто подобное, — замечает Пашин товарищ, горнолыжник Григорий Корнеев. — Паша — спортсмен до мозга костей. Летом он на велосипеде или агрессивных роликах, в спортзале или на батуте. Зимой — каждый день на лыжах.
На первых же российских соревнованиях Пашу начали замечать известные райдеры страны. Он делал тогда первые свои трюки с вращением в один-два оборота в одной плоскости, скрещивая лыжи в прыжке. Тренировки Тарас Черных снимал на видео — это помогало замечать ошибки, а иногда получались интересные ролики, которые брали в эфир региональные телеканалы. Один из трюков, съёмки которого разошлись в Сети даже среди пользователей, далёких от экстремального спорта, был прыжок через проезжую часть на горе Пильной, перед прыжком Паша разгонялся с помощью снегохода.
Со временем у Корпачёва появлялись первые поклонники, он снялся в рекламе шведской спортивной одежды, начал выезжать на соревнования за границу и параллельно учился в Уральском государственном университете физической культуры на специалиста по менеджменту в спорте. Но, похоже, даже там, на занятиях, Корпачёв был мысленно в горах.
— Паша часто показывал мне фотографии из своих поездок. Не ради хвастовства — он мальчик скромный. Просто он очень любит то, что делает, — вспоминает руководитель Пашиного диплома, преподаватель Ирина Вашляева. Кстати, диплом Корпачёв писал по близкой ему теме — организации экстремальных соревнований на горе Белой.
Олимпийский трамплин
Говоря объективно, позиции уральских фристайлеров на мировом уровне невысоки. На январских этапах Кубка мира по слоупстайлу Корпачёв занял лишь 61-е и 68-е места. Но именно он, по мнению Российской федерации фристайла, формировавшей команду, способен лучше остальных представить нашу страну в этом виде олимпийской программы. Справедливости ради нужно отметить, что в сборной России был ещё один талантливый уральский спортсмен, который рассчитывал попасть на Олимпиаду — Андрей Полуяхтов. Но этой зимой он получил травму, что лишило его такой возможности. Хотя шанса у Андрея были высокие. Но, к сожалению, травмы — это удел экстремального спорта. Как заметил Тарас Черных, во фристайле нет здоровых людей. Паша перенёс уже несколько операций на коленных связках, после одной из них на восстановление потребовалось около восьми месяцев.Стена на Пашиной странице в социальной сети сейчас завалена сообщениями — знакомые и товарищи пишут тёплые слова в поддержку перед выступлением. Многие не скрывают гордости оттого, что горнолыжника Пашу Корпачёва, который ещё вчера катался с ними на одном склоне, сегодня увидит весь мир. Тот случай, когда участие — это уже победа.
Глоссарий "ОГ"
Слоупстайл - (англ. slopestyle, от англ. slope — склон (гора для катания) и англ. style — стиль) — тип соревнований некоторым зимним видам спорта, в том числе фристайлу, состоящий из выполнения серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контруклонах, перилах и т. д., расположенных последовательно на всём протяжении трассы.
Райдер (от англ. rider — ездок) — спортсмен-экстремал.