На днях в Подмосковье произошло эпохальное событие для Екатеринбурга и его жителей. Уральский космонавт Сергей Прокопьев передал в дар родному городу свой скафандр «Сокол КВ-2», в котором он в июне прошлого года отправился на Международную космическую станцию. Вместе с Сергеем защитный костюм провёл на борту МКС 197 суток, в нём же космонавт вернулся на Землю. Скафандр должен стать одним из главных экспонатов в будущем музее космонавтики Екатеринбурга, который планируют построить к 300-летию города в 2023 году.
Этого события директор Екатеринбургского планетария Александр Изгагин ждал девять месяцев. Первое письмо в Роскосмос с просьбой передать скафандр Сергея Прокопьева он написал ещё в январе этого года, через несколько недель после возвращения нашего земляка домой. Процесс передачи затянулся из-за бюрократической волокиты: формально скафандр «Сокол КВ-2» принадлежал Роскосмосу, фактически – ракетно-космической корпорации «Энергия». А забрал его Сергей Прокопьев и вовсе в подмосковном научно-производственном предприятии «Звезда», которое производит все российские скафандры и снаряжение для космических кораблей.
– Скафандр нам передали в том виде, в каком он прилетел на Землю, со всеми эмблемами и нашивками 56-й экспедиции к МКС, – рассказал «ОГ» Александр Изгагин. – Есть на нём потёртости и царапины, которые возникают при эвакуации космонавтов из спускаемого аппарата. Когда космонавта вытаскивают из него, на скафандре остаются следы копоти: она образуется во время торможения космического корабля в атмосфере. А из-за того, что аппарат имеет малый объём, то забрало его шлема часто царапается – это видно на скафандре Сергея.
Музеи космонавтики и планетарии со всей России обращаются в НПП «Звезда» за подобными экспонатами не по разу в месяц. Оно и понятно: скафандр — товар штучный и уникальный. Каждый из них шьётся индивидуально, производится в единственном экземпляре и повторно не используется.
– На изготовление одного скафандра требуется не менее полугода, – отметил заместитель Главного конструктора по космическому оборудованию и снаряжению НПП «Звезда» Михаил Сумников. – Защитный костюм полностью соответствует физическим характеристикам космонавта. Процесс создания скафандра состоит из нескольких этапов. К нам приезжает космонавт, его полностью обмеряют и по его лекалам шьют скафандр. Затем космонавт примеряет уже готовое изделие. Если есть замечания, что-то дорабатывается, на это тоже время уходит. Потом делается окончательная примерка. В год мы производим порядка 9–12 скафандров, в зависимости от количества космических пусков.
Сергей Прокопьев рад тому, что его скафандр будет храниться в Екатеринбурге и станет одним из главных экспонатов будущего музея космонавтики, который должны открыть в городе к 2023 году («ОГ» писала о нём этой весной). Тем более что пополнять его коллекцию в ближайшее время станет легче: Роскосмос хочет упростить схему передачи космического оборудования и снаряжения выставочным площадкам и научно-просветительским центрам.
– Я готов поддерживать будущий музей и по мере возможности делиться с ним другими экспонатами, – подчеркнул Сергей Прокопьев. – Я уже подарил родному городу флаги Екатеринбурга и нашего планетария, которые побывали в космосе, бортовую документацию, перчатку для выхода в открытый космос, а теперь и скафандр. Одна из моих задач после возвращения на Землю — популяризация космонавтики среди уральцев. Люди должны больше интересоваться космосом. Ведь всё идёт к тому, что рано или поздно жизнь выйдет за пределы нашей планеты.
Следующим уникальным экспонатом в музее космонавтики Екатеринбурга может стать спускаемый аппарат космического корабля «Союз МС-09», на котором Сергей Прокопьев возвратился домой. Сейчас он находится в РКК «Энергия». Передачу аппарата Александр Изгагин обсудил с представителями Роскосмоса, они готовы его отдать. Но это дело ближайших лет, хранить аппарат пока негде: его диаметр составляет 2,2 метра, а площадь – почти 4 квадратных метра.
– Все вещи, которые передал Сергей, сейчас выставлены в кинотеатре «Салют», где расположен Екатеринбургский планетарий, – рассказал брат космонавта Валентин Прокопьев. – Его площадей не хватает для полноценной выставки, тем более для размещения спускаемого аппарата. А в новом здании, строительство которого поддержал губернатор Евгений Куйвашев, мы сможем выставить десятки различных экспонатов. Работа по выбору места для музея и создание его эскизного проекта идёт полным ходом. Концепцию будущего музея я недавно обсуждал с министром образования Свердловской области Юрием Биктугановым. Мы с ним посетили московский Музей космонавтики и мемориальный дом-музей академика Сергея Королёва. Министр внимательно осмотрел их экспозиции, чтобы понять, как будет выглядеть наш музей. И я могу точно сказать, что он будет ничуть не хуже столичных площадок.
Скафандр «Сокол КВ-2» разработан советскими инженерами в 1979 году. Он предназначен для дополнительной защиты космонавтов на борту корабля «Союз» во время его взлёта и посадки, а также стыковки и расстыковки с МКС и другими орбитальными аппаратами. Первый полёт в скафандрах этой серии совершили космонавты Юрий Малышев и Владимир Аксёнов на корабле «Союз Т-2» в 1980 году.
«Сокол КВ-2» представляет собой многослойный комбинезон со встроенным мягким шлемом и съёмными перчатками. Он состоит из наружной и внутренней (герметичной) оболочек. Герметичная оболочка изготовлена из прорезиненного капрона и трикотажа и прикреплена к силовой с помощью специального клея. Дыхание космонавта, поддержание оптимальной температуры воздуха и влажности в скафандре регулируют системы вентиляции и подачи кислорода. Воздух в защитный костюм поступает из бортовой вентиляционной установки космического корабля. Она же выводит из скафандра через специальные эластичные трубки продукты дыхания и влагу. В случае разгерметизации корабля «Союз» скафандр рассчитан на пребывание в вакууме в течение двух часов.