30 лет назад мировое сообщество познакомилось с советским космическим челноком «Буран», побывавшем в космосе. Этот корабль стал звездой международного авиасалона Ле Бурже. Гости выставки искренне восхищались «русским шаттлом», над созданием которого трудились 1200 предприятий Советского Союза. Одним из основных участников программы «Энергия-Буран» был Нижнесалдинский научно-исследовательский институт машиностроения (НИИМаш). Он разработал двигатель малой тяги, обеспечил огневые испытания основного двигателя ракеты-носителя и отличился в создании водородных технологий.
НИИМаш работает в космической отрасли с 1958 года. Его главный профиль – создание ракетных двигателей малой тяги. Однако была в истории института незабываемая страница, когда коллектив салдинцев стал частью мегапроекта и доказал, что способен выполнить задачи любой сложности.
С 1970 года институту поручили разработку двигателя ориентации тягой около 20 килограммов, работающего на экологически чистом топливе.
– При создании микродвигателя конструкторское бюро решало несколько научно-технических задач. В частности, обеспечение надёжного воспламенения топливной смеси при многократных включениях импульсного режима, – рассказывает ведущий конструктор двигателя Сергей Иванов. Насколько успешно была проведена работа, можно судить по оценке её правительством Советского Союза»: и Сергей Иванов, и директор НИИМаш Анатолий Лапшин стали лауреатами Государственной премии.
НИИМашу доверили не только создание двигателя малой тяги. В начале 1980 года на полигоне ввели в эксплуатацию научно-испытательный комплекс 201. Ему отводилась главная роль в наземной отработке основного ракетного двигателя центрального блока ракетоносителя «Энергия», систем и агрегатов ракеты и старта, в создании эффективной технологии крупномасштабного использования жидкого водорода. Позднее появился комплекс 301. Здесь шла отработка двигателя второй ступени ракеты. На Среднем Урале появилась уникальная испытательная база кислородно-водородных двигателей больших тяг.
– У нас были специальные системы и оборудование, позволявшие имитировать условия работы двигателей на старте и в полёте, что обеспечивало получение необходимых данных по взаимодействию двигателей с системами ракеты. Испытания на стендах 201 и 301 отличались множеством одновременно решаемых задач. Это ускоряло и удешевляло реализацию программы, но ложилось дополнительным грузом на исполнителей. Из систем и людей выжималось всё, что можно, – вспоминает Александр Соловьёв, работавший в то время заместителем начальника комплекса 201.
Огневые испытания шли в непрерывном режиме – за год до 80 пусков на стендах. Никогда в истории предприятия не было столь напряжённого регламента работы. Нижняя Салда стала основным потребителем жидкого водорода в СССР, только в первом полугодии 1988 года сюда пришли 347 цистерн.
Салдинцы сделали прорыв в информативности испытаний: точность измерения основных параметров не уступала той, что была у их коллег за океаном. При этом использовалась отечественная аппаратура систем измерения и управления.
В ноябре 1988 года состоялся полёт «Бурана» в беспилотном режиме. Совершив два витка вокруг Земли, челнок в автоматическом режиме приземлился на космодроме Байконур. Успешный полёт «Бурана» рассматривался и салдинцами, и всеми советскими специалистами, работавшими по космической тематике, как отправная точка в практическом использовании многоразовых космических кораблей. Казалось, пришло время челноков, способных доставлять в космос и возвращать на землю огромные грузы. Но стране с пустыми прилавками магазинов уже не под силу были космические реформы. Развал Советского Союза, начало перестройки отправили «Буран» в металлолом, а его собратьев в музеи. В 1990 году работы по программе космического комплекса «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа была окончательно закрыта.
Сегодня стенды, созданные под программу «Энергия-Буран» в Нижней Салде, используются, но в небольшом объёме. Предприятие работает стабильно, имеет отличную репутацию. Наследия последнего звёздного проекта Советского Союза здесь, на первый взгляд, не прослеживается. Но оно есть.
– Без прорывных проектов невозможен научно-технический прогресс как в масштабах страны, так и для отдельных производств. Работа по программе «Энергия-Буран» позволила создать научный задел, который является востребованным по сей день. Кроме того, наш коллектив пережил тогда невероятный творческий подъём и показал, на что способен. Такой уникальный опыт не исчезает бесследно, – считает директор НИИ машиностроения Анатолий Долгих.