Несмотря на то что российская наука сегодня не в лучшей форме, среди учёных есть энтузиасты, которые не только занимаются исследованиями, но и пытаются популяризировать их среди обывателей: читают лекции, проводят мастер-классы и даже выступают в кафе, барах и арт-пространствах. Вот и во вторник, 22 сентября, в одном из баров Екатеринбурга о строении тела человека рассказал один из самых успешных российских учёных химик Артём Оганов. «ОГ» решила выяснить, как уральские деятели науки относятся к такой пропаганде. Надо ли популяризировать науку и каким способом?
Артём Оганов, доктор технических наук, профессор Университета штата Нью-Йорк, доктор наук Швейцарского политехнического института в Цюрихе:
— Для популяризации науки надо использовать разные форматы. Самый распространённый — это научно-популярные порталы в Интернете, такие как «ПостНаука» или «Чердак». Сейчас появляются крайне интересные научные блоги, авторы которых тщательно отбирают информацию и интересно её подают. Более традиционные форматы — научно-популярные журналы и лекции. Можно проводить фестиваль науки, когда несколько дней в одном городе десятки учёных из разных сфер читают лекции и проводят мастер-классы для всех желающих. Или — суд над супергероями. Это такая игра, когда назначают адвоката и прокурора, и они должны доказать или опровергнуть возможность существования, например, Супермена, с научной точки зрения. Замечательный жанр — это научно-популярные кино и мультфильмы. К сожалению, он практически убит со времени падения СССР, но надеюсь, его удастся возродить. Я сам активно участвую в продвижении науки. Остаётся что-то в головах у людей после мероприятий с моим участием или нет — сложно сказать, но я регулярно получаю письма, в которых слушатели благодарят меня за лекции.
Светлана Метелёва, аспирант кафедры культурологии Уральского государственного педуниверситета:
— Думаю, молодые люди сейчас не меньше, чем в 60-е годы, интересовались бы космосом, новыми земными открытиями и изобретениями, если бы об этом рассказывали так, как это делал профессор Капица в передаче «Очевидное — невероятное».
Пусть далеко не все стали бы впоследствии учёными, но во всяком разе, стали бы гораздо больше размышлять об устройстве мира, осознавать, что жить на свете интересно. Не зацикливались бы на вымышленных материальных проблемах: «На новую машину не хватает. Ах, как плохо мы живём!» Такие проблемы возникают, потому что сегодня в СМИ популяризируется красивая жизнь. Кто становится «героями дня»? Как правило, артисты, реже — спортсмены. Учёные не в почёте. Единственная популярная наука сейчас — психология. Но чему учат психологи? Как манипулировать людьми и зарабатывать миллионы.
Михаил Перцель, главный психотерапевт Свердловской области:
— О сложных научных вопросах необходимо рассказывать людям любого возраста: и школьникам, и молодёжи, и взрослым гражданам, далёким от науки. Только тогда общество будет развиваться. Но подавать информацию следует в разных формах и на языке тех, кому она адресована. Чтобы человек действительно заинтересовался научными проблемами, он должен узнать о них ещё в детском саду. Именно в этом возрасте формируются мечты стать путешественником или учёным, и важно охватывать разные сферы — от космоса до археологии. Ведь у каждого своя организация мышления, кто-то — гуманитарий, кто-то — технарь.
Игорь Кандоба, кандидат физико-математических наук, замдиректора Института математики и механики УрО РАН:
— Многие даже не задумываются, что автомобили ездят и самолёты летают не просто так, а благодаря усилиям учёных. Об этом стоит напоминать. Нужно чаще говорить о возможностях, которые могут быть предоставлены обществу благодаря работе учёных — в ближайшей и отдалённой перспективе. Рассказывая об этом, мы и будем популяризировать науку, люди станут не только интересоваться, но и больше ценить то, что делают сотрудники различных научных институтов. Учёные сегодня, в общем-то, занимаются популяризацией — в стенах вузов, выступая перед студентами и рассказывая о современных достижениях. Но заниматься этим должны не только они, сегодня немало образованных людей, которые могут доступно объяснять другим какие-то важные моменты. Что до проведения подобных мероприятий в барах — мне кажется, это не самое подходящее место для популяризации науки, там люди другим заняты.
Леонид Котов, кандидат сельскохозяйственных наук, уральский селекционер яблони и груши:
— Популяризировать науку надо, при этом использовать все СМИ. Проложить туристические маршруты через различные места, например, если касаться моей темы плодово-ягодных растений, то через посадки редких культур. Можно читать лекции для садоводов-любителей — рассказывать о новых сортах растений, чем полезны их плоды, как их выращивать, ведь сегодня у многих есть сады или дачи, эти знания помогут людям заниматься своим хозяйством. И знания по другим направлениям науки также могут быть полезны.