Про дом инженера Ипатьева слышали многие, а вот о судьбе самого Николая Ипатьева, известно мало. После революции 1917 года он не стал возвращаться в Россию – остался в столице Чехии, где и жил до своей смерти.
Четыре года назад, будучи в Праге, я решил найти место последнего упокоения Николая Ипатьева. Известно было лишь, что похоронен он возле Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. От туристических маршрутов оно в стороне, но не так уж и далеко: от излюбленного места встреч как местных жителей, так и гостей Праги – тыльной стороны памятника Святому Вацлаву на Вацлавской площади – около трёх километров, то есть тридцать-сорок минут пешком.
Ольшанское кладбище – самое большое в городе, с территорией в 50 гектаров и почти двумя миллионами захоронений, в том числе русских эмигрантов первой волны. Найти на его православной части храм оказалось несложно. Настоятель, отец Дорофей, только что закончивший службу, к желанию журналиста из Екатеринбурга посетить могилу инженера Ипатьева отнёсся с пониманием и отправил к отцу Евгению, который и впустил меня в крипту. Он же рассказал мне, что за то время, пока он служит в храме, то есть около десяти лет, никто из родственников могилу Николая Ипатьева не навещал. Из чего можно предположить, что в Праге никого из родных не осталось.
Среди тех, кто также похоронен на Ольшанском кладбище, – русский писатель Аркадий Аверченко, оперный певец Василий Левицкий, путешественник и журналист Владимир Данченко (брат известного театрального деятеля). А буквально вплотную к православной части примыкает Новое еврейское кладбище, так что до могилы одного из самых известных в мире пражан писателя Франца Кафки - не более пятисот метров.