Почему горожане не приняли идею строительства храма Святой Екатерины у Драмтеатра? Как и отчего появились протестные настроения – ведь возведение собора должно было начаться на вполне законных основаниях? Ответ на эти и другие сопутствующие вопросы попытались найти политологи, историки и священнослужители на первом заседании дискуссионного историко-философского клуба «Двуглавый орёл» в мультимедийном историческом парке «Россия – Моя история».
В самом деле, майские ночные противостояния стали полной неожиданностью для сторонников строительства храма Святой Екатерины. Надо признать, отмечали участники дискуссии, что инициаторы строительства пребывали в некоторой эйфории: общественные слушания по возведению храма на площадке у Театра драмы прошли успешно. Градостроительный совет при губернаторе дал добро, инвесторы давно готовы к финансированию… И вдруг такие протесты. А ведь тревожные звонки звучали ещё в 2010 году, когда планировалось построить собор на площади Труда, где, собственно, он и находился до 1930 года. После начавшихся митингов протеста епархия отступилась от своих планов. Вот тогда-то и надо было развернуть широкую информационно-разъяснительную работу – не ждать, когда в знак протеста уже против второго проекта, Храма-на-воде, горожане начали «обнимать» пруд. Наверно, в этом случае дело не дошло бы до снесения забора у Театра драмы агрессивной толпой.
Советник губернатора, кандидат исторических наук Александр Рыжков вносит поправку – не все горожане, а совсем небольшая группа агрессивных граждан, которая, по сути, своими незаконными действиями навязала свою волю всем екатеринбуржцам. Пусть даже если это была тысяча-две человек – это не мнение всех жителей города. И очень жаль, что из-за них Екатеринбург не получил ещё один виток в своём развитии. Собор будет, конечно, построен. Буквально на днях список возможных площадок под строительство сократился до трёх. Но не факт, что и на окончательном варианте не появятся протестующие, и к этому надо быть готовыми. Но, как выяснилось, у церкви в развернувшейся информационной войне практически нет своих медийных ресурсов.
Известный политолог Анатолий Гагарин высказал одну очень интересную мысль: надо разобраться, а с чего вдруг взбунтовались люди – против церкви, властей, инвесторов? Он привёл данные опроса, который провёл ВЦИОМ на предмет доверия граждан к различным общественным институтам. Большее доверие, чем к Русской православной церкви, россияне выразили только по отношению к Российской армии. А вот СМИ, общественные палаты, партии, профсоюзы, суды и так далее вызывают намного меньшее доверие. Скорее всего, людей раздражает упорство, с которым пытаются возвести храм непременно в самом центре города. Но главное даже не в этом: у горожан нет ощущения сопричастности к этому знаковому строительству, оно воспринимается как каприз, прихоть инвесторов при поддержке властей. И всё это на фоне продолжающегося расслоения на бедных и богатых. Главная ошибка, по мысли Гагарина, – не был объявлен всенародный сбор средств на строительство храма. Пусть взносы горожан были бы небольшими, но они создали бы чувство сопричастности к большому и нужному всем делу. Почему бы не организовать условную «продажу» одного, двух, трёх, да кто сколько захочет, кирпичей на богоугодное дело? Такой вид сбора пожертвований на строительство приходилось встречать в некоторых приходах.
На ещё один важный момент обратили внимание участники дискуссии – да, Русская православная церковь всегда, за исключением одного известного периода, была оплотом российской государственности. Причём до такой степени, что общество стало воспринимать такое партнёрство как тандем. От участников дискуссии прозвучала важная мысль – надо всё-таки установить чёткий водораздел: вот здесь мы с государством и властью, а здесь – сами по себе. Майские протесты в Екатеринбурге были не столько против храма, сколько против решения властей, которые пошли по безальтернативному варианту при выборе места.
У Театра драмы в те три ночи было немало и просто бузотёров, которым хоть забор сносить, хоть песни петь. Сторонники строительства собора думали, что они восстанавливают историческую справедливость, а многие протестующие и знать не знали о том, что значила для Екатеринбурга небесная покровительница и собор её имени. Поэтому нужна обширная просветительская работа, причём её должны вести не только священнослужители, но и общественные организации, которые нужно создавать в приходах.
Надо признать, отметила ректор Миссионерского института при Ново-Тихвинском монастыре Наталия Дьячкова, что мы имеем дело с недобросовестными оппонентами, которые используют такие приёмы, как подмена понятий. Один из тезисов противников храма – горожан не спросили, их мнение не учли. А около 20 тысяч верующих, которые встали на защиту стройплощадки – они что же, не горожане? Чувства верующих тоже требуют уважения, но мы в ответ слышим только богохульство… Тем не менее диалог необходимо налаживать – другого пути нет.
Вопреки расхожему мнению, что народ против храма, около девяти тысяч поступивших в мэрию предложений по выбору места для него свидетельствуют: горожане не против строительства собора, они не остались равнодушными к этой теме, надо только определиться с выбором подходящего места. Между прочим, в дореволюционном Екатеринбурге православные церкви, мусульманские мечети, еврейские синагоги строились с таким расчётом, чтобы они были в шаговой доступности, так же, как рынки, общественные бани и крупные магазины.