Конец «Чёрного беркута»: закрывается колония для помилованных смертников и осуждённых на пожизненный срок

: Станислав Богомолов
«Чёрный беркут» сделан из бетона и покрашен, соответственно, в чёрный цвет. Фото: Пресс-служба ГУФСИН по Свердловской области

Всех заключённых ИК-56 уже вывезли по этапу, хотя официально она ещё существует. Перевозить их начали ещё в сентябре 2017 года, последний осуждённый на пожизненный срок покинул «Чёрный беркут» в 2018 году – их отправили в колонию «Снежинка» в Хабаровском крае. Помилованных, которым исключительная мера наказания была заменена на 25 лет лишения свободы, отправили в Алтайский край.

Причины и следствия

Причин для закрытия колонии было несколько, сообщил «Областной газете» начальник пресс-службы ГУФСИН по Свердловской области Александр Левченко. Во-первых, все здания окончательно обветшали, сидельцев здесь оставалось немного: на 1 января 2017 года в колонии при посёлке Лозьва (или посёлок при колонии?) числилось приговорённых к исполнению высшей меры наказания и помилованных чуть более 120 человек и приговорённых к пожизненному сроку 97 человек.

Но это не главное. Осуждённые стали подавать иски на «ужасные» условия содержания в Европейский суд по правам человека. В самом деле, поскольку колонию строили на скалистом месте, чтобы не было возможности сделать подкоп, здесь нет канализации. В камерах стояли, извините, параши, лишь в последние годы появились биотуалеты. Логика осуждённых, протестовавших против условий содержания: «Нас приговорили к лишению свободы, но не к ужасным условиям содержания». Хотя полковник внутренней службы Субхан Дадашев, руководивший «Чёрным беркутом» с 1997 по 2019 год (теперь он руководит ИК-63 в Ивделе), уверяет: условия-то были нормальными, кругом всё чисто и аккуратно, с питанием перебоев не было, а в праздничные дни даже выдавался усиленный паёк. Медицинская помощь, лекарства – осуждённые всем обеспечивались. Душ принимали каждые пять дней. Просто зэкам хотелось оторвать денег от государства. И получали по 9–10 тысяч евро! Вот и решили их перевести на соответствующий режим в другие колонии.

Субхан Дадашев, начальник колонии ИК-56 в 1997-2019 годах Фото: из личного архива

В тему

Своему неофициальному названию «Чёрный беркут» колония обязана бывшему сотруднику ГАИ из Нальчика Хабасу Закураеву, который сидел за убийство тёщи и ещё нескольких родственников – уже в новое, постсоветское время. Как вспоминает Субхан Дадашев, он числился при штабе в хозяйственной обслуге. Подходит как-то, спрашивает разрешения построить у штаба небольшой фонтан. А почему бы и нет? Построили они вместе с Владимиром Криштопой (насильник и убийца, организатор музыкальной группы в колонии «Эвтаназия») фонтан, летом он работал. А потом у них родился замысел сделать бетонную скульптуру. Соорудили беркута, который разрывает голову дракона. Свой замысел Закураев объяснил просто: беркут – падальщик, а мы и есть падаль.

Скульптура стояла у здания администрации, а когда дело пошло к закрытию, её перевезли в ГУФСИН, по дороге немного повредили, сейчас она на реставрации. Планируется, что её установят в музее ГУФСИН в Екатеринбурге на улице Репина, 4а.

История

Мне удалось побывать в «Чёрном беркуте» как журналисту газеты «Уральский рабочий» в 80-х годах прошлого века. Там отбывали тогда срок подопечные Гдляна-Иванова по «хлопковому делу». И сотрудники колонии рассказывали, как они кланялись какому-то своему бывшему начальнику, которому подчинялись на свободе.

– Это они перед первым секретарём Бухарского обкома партии Каримовым преклонялись, – вспоминает Субхан Дадашев. – Умер он там, климата не выдержал, хотя земляки всячески ему помогали. С ним в одной камере сидел бывший оперуполномоченный милиции, сами милиционеры и партработники содержались здесь же, но отдельно. Так он смеялся над этим почитанием – он же вам больше не амир, что вы с ним возитесь? Ещё один Каримов был – чабан, Герой Социалистического Труда из Азербайджана. Я когда там жил, часто его по телевизору видел. А тут смотрю – привозят. За изнасилование и убийство с расчленением трупа сидел. Тоже умер, не смог на Севере жить. И того, и другого родственники забрали хоронить на своей земле. За бухарским Каримовым целая делегация приезжала. А вот отбывавшие здесь пожизненный срок за взятки и хищения в особо крупных размерах начальник Бухарского ОБХСС Музаффаров и директор горпромторга Кудратов после распада СССР были экстрадированы на родину и там оправданы.

– А если у умершего сидельца нет родственников? Где хоронили?

– При колонии было и осталось кладбище…

Колонию «Чёрный беркут» построили в конце 60-х годов прошлого столетия на базе Лозьвинского леспромхоза и поначалу она была ИК строгого режима, а с 1980 года обрела статус особого режима. С 1983 года ИК-56 стала первой и единственной в СССР, где содержались арестанты, которым смертная казнь была заменена на сроки от 15 до 25 лет. А с 1994 года стала первой колонией для содержания осуждённых на пожизненный срок и тех, кому исключительная мера наказания (ИМН) в порядке помилования была заменена другими сроками лишения свободы. В этом же году появилось кирпичное двухэтажное здание, где в помещениях камерного типа (ПКТ) на шести квадратных метрах по двое сидели осуждённые пожизненно. Именно сидели, лежать на кровати можно было только после отбоя (22:00) и до подъёма (6:00). Полтора часа днём отводилось на прогулку.

Названия колоний

После закрытия «Чёрного беркута» в России осталось семь колоний для пожизненников, у каждой из них есть неофициальное имя:

  • «Снежинка» – Хабаровский край.
  • «Полярная сова» – Ямало-Ненецкий автономный округ.
  • «Торбеевский централ», «Мордовская зона» – Мордовия.
  • «Чёрный дельфин» – Оренбургская область.
  • «Вологодский пятак» – остров Огненный в в Вологодской области.
  • «Белый лебедь» – Пермский край.

В 1996 году Россия вступила в Совет Европы и уже должна была отменить смертную казнь. В этом же году Ельцин подписал указ о поэтапной отмене смертной казни. В 1997 году Конституционный суд запретил судам выносить такие приговоры. Но статья на ИМН осталась в Уголовном кодексе, то есть на смертную казнь в России был объявлен мораторий, и контингент пожизненников и помилованных смертников стал увеличиваться. Пожизненники не работали, а вот помилованные трудились. Там ведь ещё и колония-поселение была. Поселенцы валили лес и привозили его на территорию колонии. Помилованные рубили срубы, другие пиломатериалы делали, дрова заготовляли – в деревянных бараках было печное отопление (только в кирпичном корпусе действовала небольшая котельная), и по истечении назначенного срока выходили на свободу. Так, за два последних года были освобождены 27 человек, которым смертная казнь была заменена на 25 лет лишения свободы.

В «Чёрный беркут» не попадали просто так – сидели здесь расхитители соцсобственности, насильники, педофилы и убийцы. Терять им, особенно тем, кто сидел пожизненно, было нечего, и однажды случился бунт.

Итальянский журналист и кинодокументалист Марк Франкетти снял фильм «Приговорённые» об одном обычном дне в колонии. Фото: Пресс-служба ГУФСИН по Свердловской области

Кстати

В 2012 и 2013 годах в ИК-56 снимал документальный фильм «Приговорённые» итальянский журналист и кинодокументалист Марк Франкетти. Был показан обычный день колонии с несколькими житейскими историями о преступлении и наказании. Фильм был с интересом встречен международной аудиторией. И в 2017 году Франкетти снимал в «Чёрном беркуте» материал для второго фильма – о людях, которые избежали смертной казни, отсидели 25 лет и вышли на свободу в другое время в другую страну.

Марк Франкетти берёт интервью у одного из осуждённых, который вот-вот выйдет на свободу. Фото: Пресс-служба ГУФСИН по Свердловской области

Водовозка застряла в заборе

– Случилось это в 1989 году, – рассказывает Субхан Дадашев. – Сменилась администрация, было много новичков среди личного состава, ослабили бдительность. Арестанты этим воспользовались: захватили в заложники контролёра, стали выпускать из камер других заключённых, забаррикадировались в административном здании, потребовали денег и машину с полным баком бензина. Потом решили на водовозной машине сломать заборы и совершить побег. Но она застряла прямо на контрольно-следовой полосе и заглохла. Часовой на вышке открыл огонь, тогда бунтовщики скрылись обратно в здание. Прибыл спецназ, начались переговоры. Заключённые поняли, что деваться некуда. Просили только не добавлять срок за попытку бунта и побега. Но это решали не мы, в кабинетах повыше согласились на такой консенсус. Всё равно наказали – на какое-то время зачинщикам пришлось сменить режим на тюремный в Соликамске. А потом их обратно вернули, в то время других колоний для таких заключённых в стране не было.

Михаил Круг был отомщён

Уже в новом тысячелетии в «Чёрном беркуте» мотал срок некий лидер боевого крыла тверской ОПГ «Волки» Осипов. И он сам рассказывал Субхану Дадашеву, как отомстил за смерть Михаила Круга:

– С его слов рассказываю. Там ведь что произошло? Круг отказывался платить в общак 10 процентов от своих концертов. И тогда Лом, Александр Костенко, лидер банды, принял решение: надо у него что-нибудь украсть, потом вернуть – будет должен. Но у Круга отменился запланированный концерт, семья вернулась домой раньше, чем планировалось. Время было позднее, тёща пошла наверх стелить постель, в это время на неё и напали бандиты, стали бить. Жена Круга Ирина побежала наверх на шум, с одного из них сорвала маску и узнала. Увидела, что там происходит, и позвала Круга. Он стал прикрывать её спиной, они вместе устремились вниз. И вот тут раздались ему в спину выстрелы. Умер Круг на операционном столе на другой день. Осипов сразу подумал, что это дело «волков». Подозрение его пало на члена банды Дмитрия Веселова, Осипов называл его Василёк. Осипов заподозрил неладное, когда застал разборки в банде: «Вы что натворили…». По дороге, когда доставлял к Лому Василька, остановился будто бы по нужде, и спросил, как дело-то было? Пообещал оставить в живых, тот и сознался. Пристрелил Василька и закопал в лесу. С Кругом дружил, вот и отомстил на свой бандитский манер. Сам явился с повинной и какую-то часть пожизненного срока отбывал в «Чёрном беркуте».

Дата

Сегодня, 12 марта, отмечается День работника уголовно-исполнительной системы – профессиональный праздник сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ. 27 февраля 1879 года (по старому стилю) российский император Александр II подписал указ о создании Главного тюремного управления (ГТУ) Министерства внутренних дел (МВД) Российской империи. Впервые эта дата отмечалась в 1999 году, в год 120-летнего юбилея уголовно-исполнительной системы России.