В четверг в Екатеринбурге прошла очередная волна эвакуаций из-за сообщений о минировании. В этот же день в Заксобрании области участники регионального объединения «Депутатской вертикали» обсудили вопросы законодательного регулирования противодействия телефонному терроризму. Свердловские депутаты поддержали поправки депутата Госдумы Павла Крашенинникова об ужесточении наказания за телефонный терроризм.
Особую актуальность проблема приобрела в конце сентября, когда по России прокатилась волна лжеминирований. Екатеринбург оказался в числе самых пострадавших городов — наряду с Москвой, Челябинском, Пермью и Владивостоком. По словам руководителя главка ГУ МВД России по Свердловской области Михаила Бородина, пик сообщений о минировании в уральской столице действительно пришёлся на последние три месяца:
— Если с января по август текущего года было зафиксировано всего 23 таких сообщения, то в сентябре их было 152, в октябре — 20, в ноябре — 21 (данные были озвучены утром 16 ноября — к моменту выхода номера статистика скорее всего изменилась — Прим. ред.). Из зданий было эвакуировано порядка 70 тысяч человек. В текущем году ОВД области было возбуждено 53 уголовных дела. По всем объектам, по которым возникали звонки, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, — отметил он и подчеркнул, что из 216 сообщений, поступивших в свердловскую полицию за 10 с половиной месяцев, 210 поступили по телефону, ещё 6 — через Интернет.
По данным Павла Крашенинникова, за последние три месяца в России было эвакуировано более 1 миллиона человек, а ущерб от атак приблизился к цифре 1 миллиард рублей. Были случаи, когда людей приходилось вывозить прямо из операционных.
— Только с 11 по 25 сентября было больше тысячи таких звонков. Судя по количеству сообщений — это были спланированные атаки. У нас в Уголовном кодексе есть статья «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», но сообщения о минированиях, которые носят организованный характер, сеют панику и страх не меньше, чем теракты, — считает парламентарий.
На заседании участники «Депутатской вертикали» также рассмотрели поправки в закон «О Государственном гербе РФ», которые дадут возможность использовать герб на выборах, в ходе неофициальных мероприятий, а также в патриотических целях — сейчас это законом ограничено. Свои корректировки законопроекта предложили избирательные комиссии Свердловской области и Екатеринбурга. Глава облизбиркома Валерий Чайников подчеркнул, что в ходе выборов последних лет избирательную комиссию не раз пытались привлечь к ответственности за использование герба на ящиках для голосования. Свои поправки в текст закона предложила и председатель Заксобрания Людмила Бабушкина.
— Нам очень приятно, что вы так оперативно отреагировали на наши предложения. Это означает, что нас, региональных депутатов, слышат и воспринимают наши предложения, — поблагодарила она Павла Крашенинникова.
Законопроект Павла Крашенинникова предполагает внесение поправок в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Предлагается ввести наказание до 8 лет лишения свободы за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, повлекшее массовую эвакуацию людей; если действия телефонных террористов повлекли смерть человека или другие тяжкие последствия, максимальное наказание может составить до 10 лет лишения свободы. В настоящий момент законопроект направлен в правительство РФ и Верховный суд для получения официальных отзывов.
— Кроме того, нам нужно вносить поправки в закон «О безопасности», с точки зрения неоднократности таких звонков и смотреть, какие операторы этим занимаются, прорабатывать вопрос с сообщениями через Интернет. История с телефонным терроризмом не имеет границ: чтобы в этом не погрязнуть — необходима общемировая конвенция, — обозначил будущие планы парламентарий.
На момент сдачи номера в Екатеринбурге эвакуировали 17 зданий. «ОГ» следит за ситуацией.