В Новолялинском роддоме новый порядок работы — сейчас здесь принимают только экстренные роды. Будущим мамам велено «рожать по маршруту» — «за ляльками» их отправляют в Серов, Краснотурьинск или Екатеринбург. Однако большинство рожениц терпят до последнего и рожают в родном городе.
Слухи о том, что над Новолялинским роддомом собираются тучи, ходили два предыдущих года. Сначала горожанки (и жительницы соседних Лобвы, Павды, Шайтанки) обсуждали нехватку акушерок, потом переживали ремонт учреждения, на время которого надо было искать роддом в другом городе... А месяц назад вышел-таки официальный приказ минздрава Свердловской области «Об изменении маршрутизации беременных, рожениц и родильниц на территории Новолялинского городского округа».
— С 19 ноября 2013 года мы принимаем только ургентные роды — те, которые отложить никак нельзя, — говорит главный врач Новолялинской районной больницы Наталья Лебедева. — Роженицам объявили, что надо думать о разрешении от бремени заблаговременно и ехать в ближайшие роддома — в Серов или Краснотурьинск. А если беременность протекает с осложнениями, их примут в Екатеринбурге.
В вину Новолялинскому роддому ставят малозагруженность — оказывается, в эту категорию попадают роддома с интенсивностью работы менее 365 родов в год. Новолялинцы и вправду свой роддом «недозагружают» — в 2012 году здесь появились на свет только 179 младенцев. Считается, что если в сутки происходит менее одних родов, уровень квалификации акушерок, неонатологов падает, увеличивается риск материнской смертности. А показатель перинатальной смертности (гибели плода или новорождённого) в Новой Ляле уже в два раза превышает среднеобластной.
Правда, сотрудники роддома утверждают, что показатель этот некорректный — даже если жительница Новой Ляли рожает в Екатеринбурге, а там с ребёнком что-то случилось, статистика бьёт по Новой Ляле — там, где роженица зарегистрирована.
Но в минздраве решили, что новолялинским врачам необходимо повысить квалификацию, а на время учёбы «изменить маршрутизацию». Только здешние роженицы ехать никуда не хотят.
— Сидят дома, появляются у нас только в самый последний момент, когда отправлять куда-то уже бесполезно, — досадует Наталья Лебедева. — Так что ни одну пока не отправили.
Тем более, что и не на чем — никакого специального «санитарного транспорта», обещанного минздравом, в роддоме нет. Денег на междугороднее такси у большинства местных рожениц тоже нет. А на автобусе ехать не хотят — дорога до Серова занимает час, до Краснотурьинска — полтора часа. И хотя главврач утверждает, что «беременность — это не инвалидность, а физиологическое состояние», трястить в автобусе, будучи на сносях, мало кто хочет.
Да и не это самое главное. Кто служил... то есть рожал — знает: в момент родов и после них нужна не только медицинская помощь. Молодой матери необходимо чувствовать поддержку мужа и родных, а в чужом городе это практически невозможно. И если приходится выбирать между высокими медицинскими технологиями и человеческим теплом, чаще выбирают последнее.
— Знаете, когда я рожала, специально поехала в родную Лобву — тогда там ещё было родильное отделение, — призналась сотрудница новолялинской администрации. — Просто там работала прекрасная акушерка... А недавно — в День матери — я побывала в роддоме Новой Ляли. Все мамочки благодарят персонал и просят сохранить учреждение.
«Трудно сказать, когда новолялинский роддом вернётся к полноценной жизни. Сначала сотрудникам надо подучиться, найти ещё одного акушера-гинеколога», — сообщили в пресс-службе областного минздрава. А ещё там настоятельно просили будущих мам обращаться прямо в министерство. Роды здесь, конечно, не примут, но советом помогут. Хотя где они будут рожать, многие жительницы Новой Ляли, кажется, уже давно решили.