В библиотеке имени В.Г. Белинского в Екатеринбурге открылась художественная выставка «Выражения ежа» заведующего детским ортопедическим отделением Уральского института травматологии и ортопедии имени В.Д. Чаклина Андрея Пулатова. В авторе этих 27 работ сочетаются творческая натура и серьёзный травматолог со стажем, но спор между этими двумя ипостасями продолжается до сих пор.
Семь лет назад екатеринбурженка Анна Гордеева прилетела со своей двухлетней дочерью Софьей в Мюнхен, чтобы врачи одного из местных медицинских институтов помогли её ребёнку избавиться от инвалидности. У девочки было врождённое укорочение одной ножки – она родилась без шейки бедра. До поездки в Германию Анна Гордеева уже обращалась к докторам в Кургане и Санкт-Петербурге. Однако ответ немецких врачей её сильно удивил.
– Зачем вы маетесь и ездите по всему миру? – спросили специалисты. – Ведь у вас Екатеринбурге есть прекрасный хирург-ортопед – Андрей Рифгатович Пулатов!
Когда Анна Гордеева вместе с дочкой вернулись в родной город, Доктор Пулатов принял их без записи и действительно помог: хирург-ортопед искусственно вырастил недостающую шейку бедра девочки. Софья мужественно перенесла 16 операций и дважды носила аппарат Илизарова. Сейчас ей девять лет, она учится в школе на отлично, занимается следж-хоккем и продолжает наблюдаться у Андрея Пулатова. До совершеннолетия ей предстоит ещё 10–15 операций у хирурга – это примерно по две в год.
– Мы приходим в институт как к себе домой: у нас есть любимая палата, любимая перевязочная, любимая медсестра, – с улыбкой рассказывает Анна Гордеева. – В отделении висят картины Андрея Рифгатовича, которые мы обсуждаем и смеёмся. Это помогает улучшить настроение ребёнка после наркоза, взятия крови или капельницы. Софья даже пытается срисовывать его картины. Недавно подарила доктору свою версию картины «Кривая дорожка».
Днём Андрей Пулатов – заведующий детским ортопедическим отделением Уральского института травматологии и ортопедии, опытный травматолог-ортопед, за плечами которого тысячи операций, и главный внештатный детский врач травматолог-ортопед министерства здравоохранения Свердловской области. А вечером – свободный художник-любитель, создающий волшебные сюжеты на белых полотнах, чтобы его маленьким пациентам было не так страшно идти на лечебную процедуру.
– В основном я рисую здесь, – говорит Андрей Пулатов, стоя в центре своего рабочего кабинета в детском ортопедическом отделении.
Слева от двери вдоль белой больничной стены расставлены трёхногий мольберт, холст с карандашным эскизом на деревянном планшете и несколько законченных картин. Рядом с рабочим столом на стеллаже стоят маленькие ящички с разноцветной пастелью, карандашами и этюдник для работы маслом. Доктор Пулатов рисует, задерживаясь на несколько часов после работы.
– Мои образы – внутренние ощущения, – рассказывает он. – Я пытаюсь наделить своих сказочных персонажей эмоциональной сущностью, чтобы они могли донести до зрителя чувства. Эти образы просто приходят в голову и имеют своё развитие в картине.
Андрей Пулатов рисовал всегда. В школе за разрисованные шариковой ручкой учебники его, конечно, ругали учителя, зато товарищ по парте с радостью делился своими тетрадями, предоставляя маленькому художнику место для творчества. Потом была художественная школа, но в Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра он в итоге не поступил – просто пропустил экзамены. Второй раз на художника Андрей Пулатов не пробовался, зато два года подряд пытался попасть на лечебный факультет в Свердловский медицинский институт. Желаемого будущий врач добился только с третьего раза в 1981 году – конкурс был очень большой.
– В советское время профессия художника считалась чем-то несерьёзным, а у меня всегда была тяга и уважение к медицине, – вспоминает Андрей Пулатов. – В хирургии, как мне тогда сказалось, было много героического, а на самом деле – прозаического больше.
После учёбы Андрей Пулатов выбрал институт травматологии и ортопедии. Чтобы определиться в будущей специальности, в первый год работы молодой доктор должен был попрактиковаться во всех отделениях медучреждения. Но когда он попал в детское отделение, то выбрал его на всю жизнь.
– Человеку, который никогда раньше не сталкивался с больными детьми, было трудно вдруг очутиться среди них, – объясняет хирург. – Дети с тяжёлыми ортопедическими последствиями неврологических заболеваний, аномалиями развития, инвалидизирующими поражениями опорно-двигательной системы – люди не видят их на улице, только врачи знают эти проблемы. Видеть это тяжело, но мне очень хотелось как-то помочь им. И сейчас я не жалею об этом выборе.
В профессии Андрей Пулатов уже более 34 лет, и счёт операций за это время идёт на тысячи. Вместе с бригадой они могут делать несколько операций в день. За последние десятилетия в институте научились лечить тех пациентов, которых раньше считали неизлечимыми, например, детей с четвёртой и пятой формами детского церебрального паралича. При этом даже в такой плановой хирургии есть риски, могут быть непредсказуемые ситуации.
– Мы работаем с очень тяжёлыми категориями больных, – говорит доктор Пулатов. – Иногда трудно разобраться в клинике и причинах болезни ребёнка, выработать правильную тактику лечения. Были и сложные ситуации, когда ты не можешь справиться с запланированным объёмом операции в силу ряда обстоятельств, могут быть и послеоперационные осложнения. Любой хирург с этим сталкивается, но случается такое редко. Но люди – не машины, которые можно разобрать и собрать, к каждому нужен индивидуальный подход. К детям – в особенности. Если мы помогли лежачему ребёнку сидеть, а сидячему стоять, если помогли ходить тому, кто этого сделать не мог, – это уже победа.
В жизни Андрея Пулатова бывают периоды, когда, едва выйдя из операционной, он сразу бежит в неё снова, но рисование он не забрасывал никогда. Может, поэтому за годы совмещения этих двух совершенно разных ипостасей – доктора и художника – мужчина научился видеть так много общего между ними. И работу хирурга-ортопеда, и занятие живописью Андрей Пулатов называет творчеством, так как и то и другое стремится к гармонии и красоте: были ножки разной длины, врачи делают их одинаковыми, а с картинами и так всё понятно. Однако на протяжении всех этих лет в нём продолжается спор между профессией и творчеством.
– Если бы меня сейчас спросили, уверен ли я в своём профессиональном выборе, что я стал врачом, а не художником, я бы не смог ответить однозначно, – признаётся доктор Пулатов. – Это очень благородное дело – ставить детей на ноги, но есть один маленький минус, который царапает мне душу. Если художник может оглянуться назад и посмотреть на свои работы, то в профессии хирурга, оборачиваясь назад, этого следа нет. Ребёнок выздоровел, поправился и ушёл из твоей жизни – это отлично и правильно. Иногда они возвращаются уже бородатыми дяденьками и спрашивают: «А вы меня помните?». Я их действительно вспоминаю, но потрогать ничего нельзя, это уходит от тебя, оставляя ощущение пустоты.
Андрей Пулатов не монетизирует свои работы: наверное, это ещё один способ видеть результаты своего труда. Картины он дарит друзьям, оставляет себе или развешивает по стенам в отделении. Маленькие пациенты знают, что эти добрые изображения летающих снеговиков, фиолетовых драконов, пушистых котиков, сладко улыбающихся медведей и ёжиков в цветах нарисовал их доктор Пулатов.
– Думаю, что у каждого человека есть что-то, чтобы он хотел сказать этому миру через творчество, выразить себя, – продолжает Андрей Рифгатович. – А ещё благодаря рисованию у меня всегда есть стимул к жизни. Я это называю «неоконченная картина». Для меня важно, чтобы я был в процессе, когда в любой ситуации у меня всё равно есть дело, к которому я должен вернуться – рисование. Так же и в жизни: как бы ни было плохо, надо всегда знать, что есть завтра, возможность что-то исправить, сделать, пока мы живы. В этом отношении моя неоконченная картина – проводник в завтрашний день.
Выставку Андрея Пулатова «Выражения ежа» можно бесплатно посетить в Свердловской библиотеке имени В.Г. Белинского до 29 января. Здесь представлено 27 полотен с фантастическими образами и сказочными сюжетами, и это только часть работ, которые автор создавал на протяжении всей своей жизни. По словам куратора выставочной деятельности библиотеки Евгения Иванова, экспозицию готовили почти год.
– Мы периодически выставляем не только профессиональных художников, но и художников-любителей, – говорит Евгений Иванов. – Обычно люди, которые увлекаются рисованием, пишут пейзажи, а Андрей Пулатов создаёт сюжетные картины – такое редко встречается. У него есть авторская художественная манера, работы очень близки иллюстрациям детских книг. Выставка Андрея Пулатова попадает в дух зимы и Рождества, дарит радость и ощущение волшебства.