Достижение цивилизации – практически каждый может поделиться с миром своими соображениями о прошлом, настоящем и будущем. В одном из них, посвящённом открытиям, сделанным благодаря коронавирусу, наряду с бесспорным утверждением, что врачи важнее, чем спортсмены и певцы, прочитал и такое: «средства массовой информации бесполезны».
Первый порыв, вызванный цеховой солидарностью, был, разумеется, резко негативным. Но в итоге пришлось признать – вывод этот обидный, но во многом справедливый.
Соотношение реальности с информацией о ней легче всего проследить на примере освещения военных конфликтов. В V веке до нашей эры отец истории Геродот описывал события, случившиеся задолго до его рождения. Так что при всех художественных достоинствах историческая достоверность написанного Геродотом, да и вообще древними авторами, более чем сомнительна. Впрочем, перед ними вообще стояла другая задача – прославить для потомков подвиги победителей, а не отразить то, что было.
Уделом истории и историков, описывающих события давно минувших дней, войны перестали быть с появлением телеграфа. И Крымская война 1850-х годов стала, пожалуй, первой, где корреспонденты передавали свои заметки с места событий. Собственно, тогда и зародились массовые медиа в нынешнем виде. Война в Персидском заливе 1990–1991 годов стала первой, откуда телевидение вело прямые трансляции. И миллионы телезрителей получили возможность побывать на поле боя в режиме реального времени, не вставая с дивана и не рискуя жизнью.
В наше время маятник достоверности качнулся в другую сторону – современное телевидение вполне может показать не то, что было, а так, как надо. При этом доверчивость телеаудитории по-прежнему за гранью разумных величин.
Вроде бы мы находимся в гораздо более выгодных условиях, чем жители какой-нибудь средневековой Венеции, которые во время очередной эпидемии чумы понятия не имели, что творится в соседних городах и государствах. Но не иллюзия ли это? Лёгким движением руки можно найти подробнейшую статистику заболевших, выздоровевших и умерших во всех странах мира (кроме разве что КНДР), в открытом доступе карта заболевших на отдельно взятой улице. Обилие растущих как на дрожжах цифр, что и говорить, производит жуткое впечатление.
Из каждой ситуации надо уметь делать выводы. Стало понятно, что слишком мы расслабились в последнее время, почивая на лаврах победы над инфекциями, выкашивавшими население Земли миллионами. Потеряли бдительность, возомнили себя царями природы. И природа за это изощрённо мстит своим царям. Даже если разбушевавшийся коронавирус рукотоворный, вряд ли его создатели предполагали, чем всё обернётся. Страшно ведь как раз в первую очередь то, что никто не понимает, что происходит. Даже те, кто делает вид, что всё понимают.
Хитрость в том, что любая цифра без сравнения с другой, подобной, бесполезна. Три конфеты у Маши – это всего лишь три конфеты. И только если мы знаем, что у Вани их десять, а у Коли ни одной, мы можем сделать правильный выбор – с кем предпочтительнее дружить. Пример, как вы понимаете, шутливый, но так гораздо нагляднее.
Цифры по отдельно взятому коронавирусу ещё более бессмысленны, чем пресловутая средняя температура по больнице. Может вообще сложиться такое ложное представление, как будто не знающая жалости старуха с косой настолько занята сейчас посещением заразившихся ковидом, что к остальным просто не успевает. Было бы не то что любопытно, а очень даже полезно посмотреть на общую смертность и её причины в процентном соотношении. И не исключено, что окажется – не так страшен чёрт. К примеру, смертность в Италии, ставшей одним из очагов эпидемии, на самом деле примерно на прошлогоднем уровне.
А чёрт между тем всё-таки страшен. Но не масштабами, которые на общем фоне, скорее всего, будут вполне скромными. Коронавирус – это даже не ВИЧ, от которого с высокой долей вероятности можно защититься, если не предаваться вредным излишествам и пагубным пристрастиям. Здесь линия фронта настолько невидимая, что ты сам про себя не знаешь – в данную минуту ты на чьей стороне: здоровых, заразившихся или бессимптомно переболевших. Вроде бы пять минут назад был твёрдым скептиком, но вот узнал, что заболел сосед по подъезду или коллега по работе, и скепсис как рукой сняло.
Это к вопросу о достоверной и полной информации. У нас её нет, вот и тыкаемся как в потёмках: надо – не надо, запрещать – разрешать. Будем надеяться, что хотя бы методом случайного тыка найдём выход. А потом надо будет крепко подумать над тем, как поступать в следующий раз (даже если его не будет). Тем более если это биологическая и/или информационная война. Ни к той, ни к другой мы оказались не готовы.