В Свердловской области стартует проект «Моя история рода». Дети из 15 школ Екатеринбурга и Берёзовского будут учиться составлять родословную и через неё постигать жизнь своего края и России. Следующей осенью среди самых полных из собранных историй проведут конкурс — ребята смогут предъявить результаты труда. «Областная газета» тоже примет участие в проекте. Мы не только раскроем секреты составления родословной, но и расскажем о самых удачных исследованиях, которые удастся провести школьникам.
Проект «Моя история рода» этой осенью победил в конкурсе Фонда президентских грантов и получил поддержку – 2 280 тысяч рублей («Облгазета» писала о самых интересных победителях 2018 года в номере за 7.11.2018). Государство поддержало общественников, которые занимаются с молодёжью изучением истории России через знакомство с собственными родословными.
– Когда дети вместе со своими родителями и школьными учителями изучают жизнь своей семьи, рода, это не обходится без познания истории своей малой и большой Родины, – считает руководитель проекта, советник редактора «ТАСС — Урал» Александр Пашков. – Когда ребёнок узнаёт детали прошлого своих родных и близких, предков, тогда начинает больше понимать собственных родителей, бабушек и дедушек. К чему это? В том числе – и к преодолению конфликтов поколений. В доме появляется взаимопонимание, а потом ощущение общности появляется и по отношению к стране. Просто потому, что наши предки проживали одну и ту же историю, нас всех связывают одинаковые поражения и победы.
Научным руководством проекта занимается доктор исторических наук Алексей Мосин. Его учебное пособие сегодня есть почти во всех школах Среднего Урала. В 2006 и 2007 годах книга для школьников по составлению родословной была издана общим тиражом в 110 тысяч экземпляров, тогда её получили детские библиотеки. Алексей Мосин рассказывает, что очень логичная и простая, казалось бы, идея изучения истории края и шире — страны – через историю своего рода пришла к нему неожиданно, но сразу получила благодарные отзывы родителей и учителей. Книжный разворот с датами разделён на четыре графы. Одна рассказывает о самых важных событиях в мире, другая — о стране, третья — об Урале. А четвёртая графа оставлена пустой для заполнения юными исследователями.
Книга спрашивает ученика: что делали твои предки, когда на Гумешевском руднике была пущена первая паровая машина и открыта Военно-Грузинская дорога, связавшая Владикавказ с Тифлисом? А в год, когда стартовало строительство Магнитогорского комбината, появился город Магнитогорск и началась массовая коллективизация в сёлах? Конечно, узнать о том, что делали и чем занимались твои предки в 1929 году (второй пример), можно даже по рассказам пожилых родственников. Но дознаться до 1799 года (первый пример) уже сложнее — только устными рассказами в семейной обработке здесь не обойтись. Придётся обращаться в архивы, изучать старинные документы.
Во всех школах, которые будут участвовать в проекте, детей научат методике составления родословной. Специалисты поэтапно расскажут, куда и зачем надо обращаться, чтобы отыскать данные о предках. Это только кажется, что факты и люди вековой и больше давности не поддаются поиску. В сёлах, городках и областных центрах сохранилось множество документов.
– Архивы уже давно не состоят из запылённых книжных полок со старинными книгами в обгоревших корешках, – говорит заместитель председателя Архивного комитета Санкт-Петербурга Павел Крылов. – Документы сканируются и помещаются в цифровое хранилище, ни одна оцифрованная метрическая книга сегодня не выдаётся в подлиннике.
Начальник управления архивами Свердловской области Александр Капустин добавляет, что цифровыми становятся архивы по всей стране. Надо просто уметь работать с оцифрованным материалом, и тогда можно достичь отличных результатов в поиске материала для родословной. При желании можно отыскать информацию о своих предках даже 400-летней давности. Во всяком случае, семьи, которые нашли истоки своего рода в XVII столетии, на Среднем Урале есть.
А поскольку работать с архивами ученикам средних классов будет не так-то просто, то в дело по составлению родословной погрузится вся семья, вместе со взрослыми. В общем-то, именно этого и добиваются авторы проекта «МИР».
– В каком возрасте надо задумываться об истории своего рода? – задаётся вопросом Алексей Мосин. – Не поздно — в любом, но лучше — как можно в более раннем, когда живы бабушки, деды и прадеды. Я периодически читаю лекции, провожу занятия для школьников о составлении родословных, однажды занимался со второклассниками лицея №110 Екатеринбурга. Казалось бы, что они могут? А между тем через две недели каждый из них вместе с родителями собрал удивительную историю жизни своих предков.
– В этом историческом родоведческом проекте пожелали участвовать не только школы города, но и детские сады, – признаётся исполняющая обязанности начальника управления образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева. – С сожалением узнали, что работа рассчитана на школьников. Увлечённые воспитатели начинают работу по родоведению с подготовительных групп детских садов — и вполне успешно.
Какие именно школы Екатеринбурга и Берёзовского будут участвовать в проекте, ещё неизвестно. Пока от них лишь принимаются заявки на участие. 4 декабря историки и родоведы встретятся с директорами школ, условятся о совместной работе. А если желающих участвовать в проекте будет много?
– Для участия в гранте возьмём лишь 15 школ, – поясняет Мосин. – Но варианты сотрудничества найдём со всеми желающими – главное, заразить энтузиазмом в поиске своих корнией как можно больше людей.
Следующей осенью самые удачные исследования школьники представят на конкурс. Но главной наградой для семей будут сами родословные – то знание о своих предках, которое они обретут во время поисков.
Лариса ДОКУЧАЕВА, президент общественного фонда «Семья — XXI век», родовед:
– С темой изучения и сохранения истории семьи ознакомятся за время нашей работы над проектом 8 550 жителей Свердловской области. Планируем, что 1 550 человек на практике освоят изучение своих родовых корней. Кроме того, 15 000 пользователей сети Интернет, интересующихся изучением родовой истории семьи, получат доступ к материалам проекта.
Татьяна ГРЕБЕНЩИКОВА, заместитель председателя Берёзовского отделения Уральского историко-родословного общества:
– В последнее время так сильно изменился институт семьи, так мощно идёт пропаганда свободных отношений среди молодёжи, что внимания семейным ценностям уделяется всё меньше. Уверена – знание истории своих предков сможет укрепить семейные связи.