По итогам 2020 года ни один российский вуз – участник проекта 5–100 – не вошёл в первые сотни мировых рейтингов лучших университетов. Об этом недавно сообщила Счётная палата России в отчёте об эффективности реализации мер государственной поддержки ведущих университетов страны. Свидетельствует ли это о падении уровня образования? «Областная газета» попыталась разобраться, стоит ли российским вузам стремиться попасть в топы мировых рейтингов и получится ли это когда-либо сделать.
С 2013-го по 2020 год в России реализовывался проект 5–100, направленный на улучшение качества образования. Главная цель этой программы – обеспечить вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню таких международных институциональных рейтингов университетов, как ARWU, THE и QS. В проекте участвовал 21 вуз, в том числе один из Свердловской области – Уральский федеральный университет (УрФУ). Но за семь лет ни одному учреждению так и не удалось попасть в первую сотню лидеров образования, кроме Московского государственного университета, который и не входил в проект 5–100.
Тем не менее в докладе Счётной палаты отмечено, что восемь российских университетов смогли войти в топ-100 предметных международных рейтингов, где оценивали отдельные образовательные дисциплины. Например, УрФУ входит в 15 предметных рейтингов и в четыре отраслевых. Из них «Нефтегазовое дело», «Социальная политика и управление» и «Гостеприимство и менеджмент досуга» числятся в сотне лучших.
При этом на смену проекту 5–100 в 2021 году придёт программа «Приоритет-2030», нацеленная на поддержку высших образовательных организаций для реализации программ в научной, социально-гуманитарной и творческой сферах, повышения мобильности преподавательского состава и привлечения иностранных студентов. Проект предполагает объединение университетов с академическими институтами и предприятиями реального сектора экономики для социально-экономического развития регионов. Но также «Приоритет-2030» нацелен и на международные показатели. Так, в соответствии с указом Президента России Владимира Путина, к 2030 году наше государство должно войти в число «десяти ведущих стран мира по объёму научных исследований и разработок, в том числе за счёт создания эффективной системы высшего образования».
УрФУ уже несколько лет борется за лидерство среди российских вузов, но к 2020 году университет занял только 331-е место в рейтинге глобального аналитического агентства Quacquarelli Symonds (QS) World University Rankings. При этом, как рассказали «ОГ» в пресс-службе вуза, в УрФУ не считают этот результат плохим. Скорее, наоборот, рост виден в два раза: за пять лет с позиций 601–650 до 331-го места.
– Участие университета в авторитетных мировых рейтингах открывает возможности для расширения международного сотрудничества, привлечения талантливых зарубежных учёных и студентов, – комментирует «Облгазете» ректор УрФУ Виктор Кокшаров. – Для вуза это также индикатор репутации в академическом сообществе, эффективности работы с реальным сектором экономики. Всё это напрямую связано с потенциалом университета в мировой науке, что в конечном счёте сказывается на социально-экономическом развитии страны и региона.
В мировые рейтинги стараются попасть не только университеты-участники проекта 5–100, но и другие региональные вузы. При этом для профильных учреждений первостепенной задачей становится повышение позиции в предметных рейтингах по своим образовательным программам, так как соревноваться с классическими крупными вузами для них просто не имеет смысла.
Так, для Уральского государственного юридического университета (УрГЮУ) попадание в топы имеет свои преимущества. По словам директора информационно-аналитического центра УрГЮУ Дмитрия Багрецова, смысл рейтинга – объединить в единую систему все образовательные учреждения, чтобы помочь абитуриенту ориентироваться среди них и найти подходящий для себя вуз.
– Цель рейтингов – дать информацию абитуриенту, – объясняет Дмитрий Багрецов. – Не так важно, на каком месте находится университет, важнее, что он там вообще есть. Это значит, что вуз видят, и ему точно удастся привлечь своего студента. Речь идёт не о сравнении с другими университетами, а о приведении всех вузов к единому стандарту: спортзал, общежития, оснащённые аудитории, хорошие преподаватели должны быть везде.
Подобного мнения придерживаются и в Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ), который представлен в 17 российских и мировых региональных рейтингах.
– Рейтинги существуют не для университетов, а для абитуриентов, – считает начальник управления наукометрии, научно-исследовательской работы и рейтингов УрГЭУ Виктор Благинин. – Например, рейтинг QS построен как большой каталог, в котором можно ранжировать вузы по сфере, географическому положению и так далее. Посещаемость этого сайта – два миллиона человек в месяц. Естественно, это не только престиж, но и хорошая реклама.
Как показывает практика, участие в мировых рейтингах зачастую касается именно иностранных граждан, которые выбирают получать высшее образование за рубежом. Однако и среди российских абитуриентов с каждым годом растёт интерес к рейтингам вузов. Правда, процент всё равно небольшой: например, по данным исследования УрГЭУ, только шесть процентов их российских студентов смотрели позицию вуза в рейтингах при поступлении.
Однако не для каждого вуза участие в рейтингах входит в приоритет. Практически все российские образовательные учреждения в сфере искусства с трудом попадают даже в мировые предметные топы. Так, в 2020 году только Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского и Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова вошли в топ предметного рейтинга QS. А вот отечественные театральные вузы не попали в рейтинги, хотя русская театральная школа давно признана во всём мире одной из лучших.
– В рейтинговании я ничего плохого не вижу, – отмечает бывший ректор Екатеринбургского государственного театрального института Владимир Бабенко. – Другое дело, что рейтинги гораздо более условная вещь для театральных вузов, чем для других. Выдающиеся педагоги – настоящий показатель эффективности образования, потому что там, где есть великий педагог, там будут и прекрасные выпускники. Для нас главный показатель – вырастили ли мы профессионала. От 80 до 97 процентов выпускников вузов искусства работают по профессии.
Число выпускников, которые работают по специальности, средний уровень их заработной платы, отношение работодателей к вузам тоже учитываются в мировых университетских рейтингах. Однако, по мнению президента Свердловской Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами Светланы Долженко, в современных условиях начинает играть роль не только вопрос престижности вуза, но и наличие тесно выстроенных отношений с компаниями.
– Действительно, бытует мнение, что престижные вузы лучше подходят к развитию профессиональных и надпрофессиональных навыков студента за счёт более высокого уровня не только организации учебного процесса, профессорско-преподавательского состава, но и внеучебного времени, – говорит Светлана Долженко. – Вместе с тем есть ряд исследований, подтвердивших, что уровень производительности труда молодого сотрудника из престижного вуза не намного выше того же показателя выпускника из менее известного вуза. А иногда, напротив, последние с большим рвением демонстрируют свою эффективность. Поэтому престижность вуза – лишь один из многих критериев, который будет учитывать менеджер по персоналу.
И действительно, престижность вуза, в котором обучался потенциальный сотрудник, как пояснили журналисту «Облгазеты» в крупных свердловских компаниях, не играет роли при приёме на работу. Например, HR-специалисты Русской медной компании и СКБ «Контур» в этом вопросе отдают предпочтение выпускникам профильных учебных учреждений. Также поступают и в портновской мануфактуре «SHISHKIN», которая сотрудничает с пятью российскими вузами, привлекая их выпускников на практику и работу.
– Мы ценим уровень образования, но это не является приоритетным показателем, – рассказывает HR-директор СКБ «Контур» Светлана Скользкова. – Для нас важнее потенциал профессионального роста и ценности, которых придерживается человек. Мы не смотрим на престижность вуза или его положение в рейтингах.
Есть ещё одна значимая причина, по которой вузы стремятся занять место в топе. В зависимости от положения в российских и мировых университетских рейтингах распределяется финансирование между всеми учреждениями в стране.
Это влияет и на большее неравенство между университетами. В докладе Счётной палаты отмечается, что вузы-участники проекта 5–100 аккумулировали большую часть финансовых и кадровых ресурсов, привлекали наиболее перспективных студентов и исследователей, что усилило диспропорции внутри системы высшего образования в России. По словам заместителя председателя Уральского отделения Российской академии наук Виктора Руденко, не все университеты будут способны выдержать такую конкуренцию.
– Сегодня рынок слишком перенасыщен специалистами с высшим образованием, которое подтверждается только дипломом, но не реальными знаниями, – отмечает Виктор Руденко. – Рейтинги заставляют вузы повышать качество образования. Это ориентир развития вуза, который во многом отражает реальное положение вещей: финансирование, оборудование, публикационную активность, востребованность выпускников, кампусы и преподавательский состав.
По мнению начальника управления наукометрии, научно-исследовательской работы и рейтингов УрГЭУ Виктора Благинина, международные рейтинги оценивают академические заслуги (вклад вуза в научную деятельность и развитие общества) выше образовательных. В то время, как российские университеты основную свою деятельность всегда сосредоточивали на ведении образовательных процессов.
– Исторически сложилось так, что западные университеты изначально развивались как научные центры, – говорит Виктор Благинин. – Эта миссия идёт вразрез с тем, как работают наши отечественные вузы, поэтому сегодня такие проекты, как 5–100, пытаются перестроить модель образования по западному образцу: увеличить количество публикаций и научных достижений, которые влияют на регион.
Тем не менее нужно ли однозначно доверять метрической системе мировых рейтингов и следовать заданным стандартам – вопрос открытый. Насколько корректно стремиться к тем же показателям образования, которыми руководствуются другие страны, без учёта разницы не столько в культурном плане, сколько в экономическом, политическом и социальном? Так, рейтинги THE и QS проводят агентства Британии, а в их топ-10 чаще всего входят только вузы США и Англии.
– Каждая образовательная система функционирует в рамках конкретной экономической и политической среды, – считает доцент факультета журналистики УрФУ, блогер Валерий Амиров. – Российская экономика и политика – это одно, американская – совсем другое, поэтому рейтингование вузов разных стран по общим правилам не отражает реальной действительности. Каждый юридический вуз ориентируется на законодательную и судебную систему своего государства. А даже если технические вузы можно оценить по количеству открытий, научных разработок, то гуманитарные специальности сравнивать практически невозможно.
Тем не менее сказать, что российские вузы полностью не справились с задачей попасть в топы международных рейтингов будет неправильно. Отечественные университеты действительно оказались в сотне лидеров образовательных учреждений мира. Только рейтинг был учреждён не за рубежом, а в России.
В 2020 году Ассоциация составителей рейтингов и Российский союз ректоров составили Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета». Он охватил 1 500 вузов из 97 стран, в том числе 101 – из России. При этом методология оценки учреждений явно отличается от тех, что используются при составлении ARWU, THE или QS, ведь в сотню этого рейтинга удалось войти трём российским университетам. Видимо, не справившись с задачей попасть в зарубежные рейтинги, мы придумали свой. Правда, и в этот раз в топ вошли не пять отечественных вузов, а только три – МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет и Московский физико-технический институт.
Диана САФОНОВА, студентка УрГЭУ (направление «Информационная безопасность»):
– При выборе вуза я обращала внимание на то, работают ли его выпускники по специальности. УрГЭУ сотрудничает с крупными компаниями и разными банками. Например, на практику нас отправляли в СКБ «Контур» и Сбербанк. Но также я смотрела российские рейтинги вузов, потому что верю, что они показывают реальную информацию о качестве образования.
Химена ОСПИНА (Колумбия), студентка УрФУ (направление «Международные отношения»):
– Перед поступлением мы с семьёй смотрели мировые рейтинги вузов. Мой папа тогда сказал: «УрФУ – один из лучших университетов России». Конечно, престиж университета играет свою роль, другое дело – как его измеряют, и насколько эта информация правдива. Но, по крайней мере, рейтинг – целая база университетов во всём мире, это способ легко найти «свой» вуз.
«Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1«Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».