В конце прошлого года в Уральском институте управления – филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) сменился директор. Новым руководителем вуза стал 40-летний доктор экономических наук Руслан ДОЛЖЕНКО. Корреспондент «ОГ» встретился с ним и поговорил о будущем института, образования и государственного управления.
– До назначения на новую должность вы успели поработать во многих вузах России – от Алтайского государственного университета до Высшей школы экономики в Москве. В чём специфика Уральского института управления РАНХиГС?
– У каждого вуза – своё лицо. История нашего уходит корнями в начало XX века, когда в 1919 году открылась Свердловская областная партийная школа. В целом подход к обучению государственных служащих с тех пор не сильно изменился. Сейчас передо мной стоит задача не потерять эту уникальность, а разжечь её с новой силой, используя для этого новые технологии в образовании. В том числе опыт ведущих корпоративных университетов, с которыми мы активно сотрудничаем, ну и, конечно, опыт Президентской академии.
– Что за огонь в итоге получится?
– Думаю, что пламя будет ярким. Но оно должно не просто гореть, а давать тепло. В моём представлении вуз должен работать не для того, чтобы обеспечивать высшее или другие формы образования. Он должен давать какой-то результат. В нынешнем правительстве России 12 министров в той или иной форме обучались в различных филиалах РАНХиГС по всей стране. Один из них – министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин – учился у нас. Поэтому мы явно будем переориентироваться на стейкхолдеров – тех, кто заинтересован в результатах нашей образовательной деятельности. Это не только аппарат полномочного представителя Президента России в УрФО, региональные и муниципальные органы власти, но и бизнес. До студентов и родителей важно донести, что они учатся не ради получения диплома, а ради своего будущего и своей профессии.
– Как вы планируете это делать?
– С точки зрения бизнеса, современное российское образование не очень эффективно: каждый вложенный в обучение рубль должен приносить доход. Люди, получающие диплом экономиста, должны работать экономистами. Но лишь 20–30 процентов выпускников устраиваются по специальности. Это проблема не столько вузов, сколько рынка труда. Сейчас всё так быстро меняется, что образование, которое ты получаешь сейчас, может быть нерезультативным через 2–3 года. В вузе ты учишься работать в одной компьютерной программе, а после его окончания работодатели применяют уже другую. Наша задача в этих условиях – обеспечить гибкое образование, в котором учебные программы будут адаптироваться под запрос стейкхолдеров. Мы планируем реализацию обучения под конкретные стратегии, задачи муниципалитетов и предприятий – партнёров от бизнеса. Мало кто об этом пока говорит, но наш вуз – уже давно не просто Партшкола, Президентская академия имеет в своём составе сильнейшую бизнес-школу страны. Вот и мы сейчас начинаем продвижение в Свердловской области бизнес-школы Уральского института управления, с привлечением сильнейших московских спикеров и практиков с предприятий нашего региона. А в перспективе у нас есть мысль представить концепцию десятилетнего обучения: два года колледж, три года – укороченный бакалавриат, два года – магистратура и три года – аспирантура. А в идеале образование должно стать непрерывным, постоянным и ориентированным под запросы бизнеса, органов власти и людей.
Руслан ДОЛЖЕНКО родился в 1980 году в Алтайском крае. В 2003 году с отличием окончил Алтайский государственный университет по специальности «Экономика труда», а спустя четыре года защитил в том же вузе кандидатскую диссертацию. После обучения в аспирантуре работал в банковской сфере. В 2014 году переехал в Москву по приглашению факультета бизнеса и менеджмента НИУ «Высшая школа экономики», через два года защитил докторскую диссертацию. В конце 2016 года переехал в Екатеринбург, став заместителем директора по развитию и внешнему взаимодействию Технического университета УГМК. Через два года перешёл на должность заместителя проректора по научной работе УрГЭУ. Директором Уральского института управления РАНХиГС назначен в ноябре 2019 года. Женат, воспитывает троих детей.
– Как вы оцениваете программы развития муниципалитетов?
– С учётом того, что в Свердловской области 94 муниципалитета, стратегии у всех абсолютно разные. Сразу вспоминается стандартное распределение в математике: 10 процентов лучших, 80 процентов обычных и 10 процентов так себе. Здесь можно сказать то же самое. Некоторые из программ реализовывались формально, поэтому пришлось их иногда дорабатывать, другие выполнены на очень высоком уровне. Я смотрел стратегию развития Североуральска, которая была разработана в ходе обучения команды мэра Василия Матюшенко в Московской школе управления «Сколково». И могу сказать, что это фундаментальный труд, в котором расписано всё. В нём представлены расчёты и аналитика с оценкой макро- и микропроектов, внешней и внутренней среды, проработаны действительно уникальные идеи, которые позволят развиться не только Североуральску, но и всему нашему региону.
– Вуз напрямую взаимодействует с органами местного самоуправления?
– Да. Каждую неделю я езжу в муниципалитеты и общаюсь с их руководителями. Каждая встреча даёт конкретные результаты. После общения с командой мэра Каменска-Уральского Алексея Шмыкова мы решили создать в городе кадровый ресурсный центр для обучения школьников. Подобные проекты наш вуз реализовал ранее в Краснотурьинске и Североуральске вместе с Фондом поддержки талантливых детей и молодёжи Свердловской области «Золотое сечение». В Краснотурьинске у ребят была прямая связь с мэром Александром Устиновым. Они представили ему проекты по развитию города, а он помог им доработать эти идеи. Больше всего мне понравился проект создания парка, посвящённого создателю радио Александру Попову, который родился в Краснотурьинске. Дети предложили ежегодно проводить на площадке парка фестивали радиолюбителей. Но самое главное даже не проекты, а сами дети с горящими глазами. Они выныривают из депрессивного мышления и понимают, что могут помочь родному городу.
– В последнее время среди российских губернаторов всё больше молодых управленцев, возраст которых не превышает 35 лет. Какие ещё тенденции наметились в государственном управлении?
– Запрос на омоложение власти сформировался ещё в начале 2010-х годов. Молодёжь обладает навыками, которые сейчас актуальны и востребованы. Они касаются цифровизации общества и развития экономики. Скорость изменений приводит к тому, что управленческий опыт, который есть у людей старше 40–45 лет, в долгосрочной перспективе становится невостребованным. В детстве папа меня учил проявлять фотографии. Сегодня, когда вокруг цифровые технологии, это ни к чему. Государству и бизнесу нужны не опыт или знания, а навыки решения проблем и задач. И молодёжь лучше разбирается в технологиях. Другой тренд – это приток женщин во власть. Они обладают рядом качеств, которые у них лучше развиты, чем у мужчин. Это и отзывчивость на человеческое горе, и чувство сопереживания, и высокий эмоциональный интеллект. Ещё одна тенденция кроется в запросе на новую модель поведения чиновников: конкурс «Лидеры России» показывает, что у органов власти есть очень большой интерес к бизнес-мышлению.
– Какими будут чиновники через 5 лет?
– Госслужащие повсеместно перейдут на цифру. В прошлом году в Свердловской области перевели более 20 различных услуг в электронную форму. И в ближайшие несколько лет их число увеличится многократно, потому что это один из ключевых показателей эффективности региональных органов власти. А к 2025 году почти все госуслуги будут переведены в цифру, и получить их можно будет в приложении на смартфоне. Чиновник будущего – это не человек, который сидит за стеклом в кабинете и не выходит на улицу. Это молодой парень или девушка, которые крайне активны, решают проблемы, общаются с людьми, очень подкованы в цифре и всё время находятся в движении. Молодёжь настолько изменчива, что ей уже ничто не мешает прыгнуть в поезд, переехать в другой регион и там начать работать. Миграция руководителей органов власти постоянно увеличивается. Вопрос в том, как относиться к этим переменам. Или мы будем и дальше ныть, ругая власть, или будем двигаться вперёд к желаемому будущему. Каждый из нас должен ответить на простой вопрос: что я готов сделать уже сегодня, чтобы оказаться в лучшем варианте своего будущего?