В минувшую пятницу в стенах Уральского федерального университета на Ленина было жарко: в истории вуза прошла первая конкурентная публичная защита кандидатов на должность директора департамента «Факультет журналистики». Новость о том, что нынешний декан факультета и легенда российской журналистики Борис Лозовский покидает свой пост после более 30 лет работы, всколыхнула уральское медиасообщество в октябре прошлого года. Прошедшая битва двух доцентов, чем-то напомнившая забаву стенка на стенку и версус-баттл на журфаке, стала не менее обсуждаемой темой.
Актовый зал бывшего УрГУ, несмотря на вечер пятницы, быстро заполнился десятками людей. В этот день в университете проходила публичная защита претендентов на должности директоров и других департаментов вуза. Но основная масса людей собралась именно ради борьбы двух кандидатов на пост декана журфака: бурные аплодисменты с гулом поддержки во время их выступления явно показали это. Факультет журналистики вообще стал единственным в университете, где возникла конкуренция. Занять должность декана вызвались доцент кафедры периодической печати и сетевых изданий факультета журналистики УрФУ Владимир Волкоморов и доцент кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления УрФУ Алексей Скуратов.
На выступления кандидатам отвели по 15 минут, столько же – на вопросы. Это возмутило некоторых преподавателей журфака, которым предстояло увидеть своего возможного руководителя Скуратова… впервые. Хотелось больше времени. Однако регламент менять не стали.
Первым программу развития факультета представил Владимир Волкоморов. И хоть где-то его выступлению не хватало конкретики, чувствовалось, что он в теме и знает, о чём говорит. Например, о том, что надо привлекать практикующих журналистов для ведения занятий и создать собственный медиацентр департамента, чтобы абитуриенты и студенты могли больше практиковаться. Собственно, и вопросы от сидящих в зале Волкоморов щёлкал как орешки. Правда, свои преподаватели каверзных вопросов и не задавали, а от конкурентной стороны поддеть Владимира Волкоморова пытались только студенты. Не очень удавалось.
Алексей Скуратов начал выступление бодро. Сделал акцент на своих прошлых успехах и связях. Но сник на вопросах. Оно и понятно: не хватало журналистского образования. Фраза: «Факультет журналистики сегодня – это не журналистика» повлекла шквал возмущения в зале. Выступление завершил слайд с фото ребёнка и девизом: «Мяу, котики, вперёд!» Зал в ответ недоумённо заулыбался.
– Перечислите, пожалуйста, основные проблемы, с которыми сталкивается современная журналистика, – попросила заведующая кафедрой русского языка и стилистики факультета журналистики УрФУ Элина Чепкина.
– В первую очередь, это незнание русского языка и слабое взаимодействие с социальными медиа, – ответил Алексей Скуратов.
– Позвольте с вами не согласиться. Существует ещё ряд важнейших морально-этических проблем… Как бы нам не похоронить журналистику среди других мультимедийных направлений, – сказала Чепкина. Зал поддержал её аплодисментами.
Студенты журфака от преподавателей не отставали: к микрофону выстроилась очередь. Кто-то спросил в лоб: «Зачем вы идёте на должность декана журфака, если преподаёте менеджмент и руководили образовательной программой «Реклама и связи с общественностью»?». Увы, содержательного ответа получить не удалось. «Чтобы привнести туда что-то новое», – ответил кандидат Скуратов.
В завершение слушаний всем присутствовавшим в зале предложили оценить профессионализм и программу кандидатов, анонимно проголосовав за любого из них в анкете. Сама система вызывает явные сомнения: в зале мог присутствовать любой желающий, не имеющий никакого отношения к журналистике. Но руководство университета пояснило, что это не будет конечным результатом.
– У нас не выборы: директоры департаментов назначаются приказом ректора, а не избираются, – сказал первый проректор УрФУ Дмитрий Бугров. – Руководству Уральского федерального университета небезразлично, как проходил процесс обсуждения. Напрямую поучаствовать в назначении директора департамента нельзя. Но косвенно – можно, потому что руководитель, конечно, задумается. Ему важно, как смотрится программа, кандидат и как реагирует профессиональное сообщество.
В итоге лидером народного голосования стал Владимир Волкоморов: голосующие оценили его профессионализм и программу, Скуратов вышел вперёд только по критерию «Управленческие качества».
– Сегодня время эффективных менеджеров. Мы знаем, что стало с нашей армией, когда торговца мебелью поставили министром обороны. Я не хочу никого упрекнуть, но знание коллектива и его традиций – очень важный момент, – заявил Борис Лозовский, поддержав Владимира Волкоморова.
Окончательное решение – за комиссией из 15 человек. Имя нового декана журфака станет известно 22 января, в должность он вступит уже с февраля. Только на первый взгляд кажется, что эти изменения касаются исключительно журфака УрФУ. Именно от нового декана факультета во многом зависит, каким станет образование на журфаке, а значит, какими будут журналисты и уральские СМИ. Будет это пиар и погоня за хайпом или есть шанс на рост настоящего журналистского профессионализма?
– Медиакоммуникации не заменят классическую журналистику, – считает Владимир Волкоморов. – Считаю, что надо корректировать учебную программу направлений факультета, увеличивать возможности для практики студентов, привлекать действующих журналистов для преподавания. Важно сохранять профессиональную журналистскую этику. Многие современные медиа работают без глубины и объективности в погоне за хайпом, лайками и просмотрами, что, конечно, искажает освещение реальности и создаёт плохую репутацию журналистам.
Материал подготовлен в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».