На днях в редакцию «Облгазеты» обратился председатель садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) «Коммунальщик» в Верх-Исетском районе Екатеринбурга Ардалион Стародубцев. Он считает, что федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», который вступил в силу с 1 января 2019 года, несёт мало пользы. Дач у жителей региона много, но вот именно садоводством люди стали заниматься меньше. Председатель СНТ убеждён: лучше бы законотворцы приравняли СНТ к населённым пунктам, поскольку владельцы дач теперь живут в них круглый год.
– В современной России понятие садоводства утратило свою суть. В послевоенные 1940-е годы заводы и предприятия стали выделять своим работникам землю для выращивания картошки и других овощей. Люди кормились за счёт личного подсобного хозяйства. Когда стали жить лучше, государство сказало: «Ребята, вы уже освоились, можете взять больше земли и разводить на Урале фруктовые сады».
Я в то время жил в Серове и помню, как ребёнком вместе с матерью пришёл на собрание работников металлургического завода, как раз посвящённое этой теме. Сталевары сидели и думали, сколько же надо земли на севере Свердловской области под эти самые сады. Кто-то сказал, что в Свердловске дают по 4–6 соток на семью, ну а мы-то чем хуже – давайте по десять. И всё это затвердили, и люди стали выращивать в садах ягоды и фрукты.
Но в 2000-е годы огороды стали терять свою первоначальную функцию: яблоки на Урал стали привозить из Краснодарского края, картошку – из Египта, морковь – из Израиля. А сегодня СНТ и вовсе превратились в места загородного отдыха и проживания жителей мегаполисов. Владельцы дачных участков на месте огородов строят капитальные дома, грядки закатывают в бетон под автостоянки, убирают теплицы и сеют лужайки, вырубают яблони и ставят бани.
Сейчас на землях для садоводства люди массово строят коттеджи, и единственное, чем они хотят там заниматься в свободное время, – это жарить шашлыки и косить газон. Более того, большинство СНТ, которые в советское время находились в окрестностях Екатеринбурга, теперь вошли в его состав. А раз там постоянно живут люди – в моём СНТ около четверти садоводов проживают на дачах круглый год, – то почему бы не приравнять их к отдалённым территориям города и не перевести их в земли для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)? Такого же мнения придерживаются и председатели многих других СНТ, которых я знаю.
Это решило бы многие проблемы, которые возникли у СНТ из-за закона о садоводстве. Он обязывает СНТ вести делопроизводство и хранить свои документы в течение 50 лет. Где их хранить – под кроватью? Или другое. В каждом СНТ есть правление – председатель, казначей и сторож. Таких СНТ в пригородах Екатеринбурга можно насчитать более сотни. А кто платит деньги на их содержание? Владельцы садовых участков. Если с них сложат эти расходы, то люди будут только рады. Да и кому нужна такая громоздкая структура управления? Правильнее было бы передать СНТ в ведение районной или городской администрации на тех же условиях, что сейчас живут отдалённые территории города – посёлки Семь Ключей, Горный Щит, Чусовское озеро и другие. Тогда текущее состояние и развитие СНТ будут контролировать не председатели с садоводами, а муниципальные чиновники.
Деньги для этого можно взять из земельных налогов. После перевода земель для садоводства в земли под ИЖС их кадастровая стоимость вырастет в разы. Государство получает дополнительный рубль, на который можно будет обслуживать СНТ: ремонтировать дороги на их территории, чинить электросети и заниматься другой инфраструктурой, которую сегодня обслуживают сами садоводы. Таким же образом решается проблема вывоза мусора – в каких-то СНТ стоят контейнеры для его сбора, а в каких-то их нет. Если за это дело возьмётся районная администрация, то и незаконных свалок станет гораздо меньше.
Опубликовано в №172 от 20.09.2019