Богатый витаминами лук совсем неприхотлив. Вырастить его несложно, но сложно сохранить. Лёжкость его во многом зависит от того, насколько своевременно и правильно был убран урожай. Как добиться, чтобы луковицы до весны не портились? Об этом «Областной газете» рассказал декан факультета агротехнологий и землеустройства Уральского государственного аграрного университета Михаил КАРПУХИН.
– Михаил Юрьевич, как определить, что лук уже созрел и его пора убирать?
– Когда перо начинает ложиться, это показатель к уборке. Однако если август дождливый, перо долго не ложится, и тогда его приходится укладывать, перегибая главный стебель. После этого начинается отток пластических веществ в луковицы и они очень быстро дозревают. Обычно эту культуру убирают в середине августа, но в этом году в связи с тем, что лето опаздывало, убирают только сейчас.
– Как правильно убирать лук?
– Луковицы поддёргивают и раскладывают на просушку прямо на гряде, если сухая погода. В дождик поднимают на чердак или заносят в другое проветриваемое помещение. Иногда в таких помещениях даже устанавливают вентиляторы. Можно рассыпать его прямо на полу или сушить в пластиковых ящиках, но ни в коем случае нельзя сразу обрезать ботву. Необходимо дождаться, когда шейка высохнет и начнёт шуршать.
– На сколько сантиметров нужно обрезать шейку?
– Когда лук хранят, сплетая в косы, оставляют 15 сантиметров. Когда – в ящике, достаточно оставить два-три сантиметра. Если при обрезке шейка абсолютно сухая, можно быть уверенным, что лук хорошо сохранится. Луковицы, у которых при обрезке выходит сок, долго не пролежат, используйте их как можно быстрее в пищу.
– При какой температуре нужно хранить лук?
– Есть два способа хранения: тёплый и холодный. В первом случае лук висит в косе или чулке на кухне при температуре 18–20 градусов. Во втором случае его держат в хранилище или яме при температуре от ноля до плюс двух градусов, но при этом влажность воздуха должна быть не выше 50–60 процентов. Можно использовать и холодно-тёплый способ, когда до середины зимы лук находится в хранилище, и лишь ближе к весне его приносят домой.