Садоводы нередко находят применение старым и даже абсолютно не огородным вещам на своих участках. К таким предметам относятся и старые автомобильные шины, которые чаще всего становятся клумбами, но, как оказывается, не только оригинальными, но и опасными.
– Прочитала, что нельзя использовать старые автомобильные шины как клумбы, потому что они опасны для здоровья, – обратилась в редакцию «Облгазеты» садовод из Екатеринбурга Лариса Лемешева. - В одном детском садике их даже распорядились убрать. А у нас в коллективном саду многие в них не только цветы выращивают, но и картошку. В чём вред-то, они ведь все покрашены?
Как пояснили «Облгазете» в Институте промышленной экологии УрО РАН, старые автомобильные шины действительно опасно держать на садово-огородном участке. Они относятся к отходам четвёртого класса опасности и подлежат специальной утилизации или переработке.
– Автомобильные покрышки содержат довольно много вредных веществ. При их изготовлении в резину для ускорения процесса вулканизации и замедления старения добавляют полимеры и другие химические компоненты, которые со временем разлагаются, – пояснил «Облгазете» председатель УрО РАН, директор Института органического синтеза Валерий Чарушин. – Многие, наверное, замечали, что когда шины нагреваются, появляется неприятный запах – выделяются диоксины, от них самый большой вред. И мы этим дышим, что просто вредно для здоровья.
Вредны же старые шины тем, что от них идёт постоянное испарение таких вредных и канцерогенных веществ, как бензопирен, диоксин, фуран. Опасна и высокотоксичная пыль от шин. Они разлагаются около 100 лет и за это время наносят большой вред природе и человеку. Просто сжигать шины тоже нельзя – много копоти, усиленное выделение вышеперечисленных вредных веществ да ещё и серной кислоты. От старых покрышек вреда даже больше, чем от выхлопных газов. Вредные испарения попадают и в воздух, и в почву, а из неё – в урожай. И краска от этих испарений не защитит: она нагревается на солнце и постепенно облупляется. Так что картошку в них выращивать точно нельзя.
По статистике, у нас в России сейчас оборот шин составляет почти миллион тонн в год. И всё это опасно для здоровья, поэтому подлежит переработке или утилизации. В Екатеринбурге этим занимается шесть предприятий, но самостоятельно сдать старые шины садоводы могут только на несколько из них. Например, в компании «Лидер», «Экопром» и«Урал-Эко».
Старые шины действительно лучше сдавать: их могут измельчить и пустить на изготовление новых шин и других резинотехнических изделий или добавлять в асфальтную смесь для пластичности и износоустойчивости. По сути, это очень ценное сырьё, поскольку покрышки делают из синтетического каучука, а его получают из нефти.