После публикации в «Областной газете» полного списка жителей Свердловской области, участвовавших в первом параде Победы в Москве 24 июня 1945 года, в редакцию позвонила дочь одного из участников – Ираида Паршукова из Полевского. Её отец, Михаил Иванович Немешаев, был призван на фронт в 18 лет, в марте 1942 года. Получил 4 ранения, Победу встретил в Восточной Пруссии, демобилизовался и вернулся в Полевской к семье только в 1947 году.
«Облгазета» уже рассказывала, с какими трудностями мы столкнулись при поиске данных о судьбах участников первого парада Победы. В музеях Екатеринбурга и других муниципалитетов Свердловской области практически нет информации о жизни наших земляков, которые прошли победным маршем по Красной площади после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году. Так что данные, которые мы получили от дочери участника первого парада Победы, для сохранения исторической памяти нельзя переоценить.
Ираида Михайловна живёт в Полевском в том же самом доме, где поселились её родители после женитьбы вскоре после возвращения солдата из армии. Эти дома с высоченными не по–уральски потолками строили немецкие военнопленные: так торжествовала справедливость. Пришли к нам, разбомбив, уничтожив полстраны, – а потом в плену строили для нас. В том числе, и для таких, как Михаил Немешаев, воинов, которые насмерть бились с фашистами долгие военные годы. А ведь можно сказать, что Немешаев чудом уцелел на фронте: несколько раз получал ранения, но восстанавливался и снова возвращался в строй.
– Папа в юности, до армии, занимался спортом, – рассказывет Ираида Паршукова. – Сдавал нормативы ГТО, имел значки «Ворошиловский стрелок», «Готов к воздушной и противохимической обороне», «Готов к санитарной обороне». Занимался в Полевском «Осавиахиме». Приверженность спорту сохранил в течение всей жизни. На девятом десятке лет учил меня, показывая: вот такие упражнения полезны, вот так занимайся… Утро всегда начинал с зарядки. Говорил, что именно дисциплине обязан жизнью.
У Михаила Ивановича на голове, поближе к шее, был шрам – осколок фашистского снаряда попал по каске. Основной удар пришёлся на каску, а шею лишь царапнуло. Повезло?
– Повезло, потому что надел каску и застегнул её, как положено по правилам, – поясняет Ираида Паршукова. Она и сейчас, хотя сама уже имеет внуков (бегают по двору отцовского дома две весёлые девочки и мальчишка), называет отца «папой», «папочкой», никогда – «отец». – Говорил, что судьба порой зависит от мелочей, и нужно быть к ним всегда внимательным.
Увы, под огнём на передовой никакое внимание к деталям и соблюдение правил от вражеских пуль не спасало. Однажды, в январе 1944 года, в бое у Витебска Михаила Немешаева ранило в правую ногу. Его погрузили на волокушу и стали эвакуировать в медсанбат. Но пока выносили с линии огня, осколок попал в другую ногу. К медикам попал уже без сознания. Хирурги достали и пулю, и осколок, но восстанавливаться по госпиталям пришлось долгие 9 месяцев.
До госпиталя Немешаев воевал в 338 стрелковой дивизии 1134 стрелкового полка в войсках Западного фронта, который потом вошёл в III Белорусский. А после госпиталя его отправили во II гвардейскую Тацинскую Краснознамённую ордена Суворова танковую дивизию – и служил дальше в танковом десанте. В бою за Кенигсберг вновь получил ранение в голову, но на этот раз даже до медсанбата не стал добираться: сделали перевязку и «снова в боях в составе части на подступах к Кенигсбергу», – так сам описал в своих записках Михаил Немешаев четвёртое ранение.
– Удивительно, что со всеми ранениями у папы всегда была очень чёткая походка, – вспоминает Ираида Михайловна. – Даже в преклонном возрасте он старался не хромать. Говорил, что именно выправка сыграла роль в отборе для участия в параде Победы 24 июня 1945 года.
Дочь солдата держит в руках воспоминания отца о войне. Здесь же – и записи о параде, в котором ему посчастливилось участвовать. «До сих пор помню этот парад, близкое и такое спокойное лицо И. В. Сталина… Парадом командовал маршал Рокоссовский, принимал маршал Жуков Г. К.» Готовились к параду на Красной площади по ночам, а днём солдатам показывали Москву. Видимо, столица оставила такое неизгладимое впечатление на уральского паренька, что потом, когда появятся и подрастут его дети, он всю семью привезёт сюда. И семья будет ночевать в не очень–то комфортных условиях, но зато пройдёт по всем улочкам, так памятным отцу, и постоит на Красной площади, где он триумфально промаршировал в знак Победы над фашистским врагом.
Ираида Михайловна показывает фронтовые фотографии, бережно хранившиеся в семье, и трофейный немецкий бинокль – всё, что осталось в память об отцовском солдатском подвиге. Когда Михаил Иванович вернулся из армии, то первым делом пошёл учиться – вначале окончил школу рабочей молодёжи, а после, уже семейный, с детьми, заочно учился в Нижнетагильском техникуме. Вместе с женой трудился на Северском трубном заводе.
– Всю жизнь работали с мамой в одной смене – и никогда друг другу за 53 совместных года жизни не надоели, – подитоживает Ираида Михайловна.
Опубликовано в №121 от 08.07.2020