«ОГ» продолжает конкурс для жителей Свердловской области «Наша Победа», посвящённый подвигам во время Великой Отечественной войны. Предлагаем вместе вспомнить тех, кому обязаны нашей жизнью и счастьем. Письма на конкурс ждём по электронной почте на адрес pobeda@oblgazeta.ru или по адресу: редакция «Областной газеты», 620004, Екатеринбург, ул. Малышева, 101, 3-й этаж. К письму необходимо приложить свои контактные данные для обратной связи. Участвовать в конкурсе могут и дети, и взрослые. Лучшие работы будут опубликованы. Подробнее об условиях конкурса «Наша Победа» можно узнать в номере от 28.02.2020 и на сайте. Подведём итоги конкурса в мае, накануне 75-летия Победы.
Ася Астафьева, Североуральск:
– Мой папа Александр Дмитриевич Васильев родился в селе Никольское под Сысертью в 1914 году. Перед войной работал на механическом заводе. Мне было пять лет, когда отец ушёл воевать в 1941 году, и погиб он, когда до великой Победы оставалось чуть больше семи месяцев.
Как святыню бережно храню пожелтевшие и истлевшие от времени свидетельства тех военных лет, священную память об отце, отдавшем жизнь за освобождение Родины и Польши от фашистских захватчиков.
«Васильев Александр Дмитриевич в сентябрьских наступательных боях показал себя смелым, находчивым и решительным командиром, он весьма успешно поддерживал своим огнём пехотные подразделения. В боях за д. Козлы, корректируя огонь своих миномётов, успешно отразил четыре контратаки противника и подавил три пулемётные атаки противника. Дата подвига 27.11.1943 г. – 3.12.1943 г. № записи 18956927.» – эту выписку из военного архива я храню много лет.
За девять месяцев до конца войны от отца пришло последнее письмо. Мама в то время работала в Сысерти, а я жила с тётей, родной сестрой мамы и с бабушкой. Вот что писал папа в письме за два месяца до гибели:
«Привет с фронта. Счастливая минута, здравствуйте, милая дочь Ася, Анастасия Матвеевна, Мария Прокопьевна, примите мой боевой командирский фронтовой привет и массу наилучших пожеланий в вашей жизни. Спешу срочно дать ответ на ваше письмо, за которое покорно благодарю. Вы сообщаете, что все живы и здоровы и любимая дочь Ася уже повзрослела. Вы на меня обиделись, что я вам редко пишу письма. Дорогие мои, честное слово, времени очень мало. Вы не представляете, что сейчас делается на наших фронтах. Я доволен своими боевыми успехами, с каждым днём иду вперёд, всё на запад гоним врага. Я уже могу назвать несколько городов, которые прошёл, имею боевые заслуги, представлен к правительственной награде. Сообщаю, что пока жив здоров, только временами скучаю, вспоминаю родную сторону. Трофеев здесь много, но мне ничего не надо. Мамаша и Анастасия Матвеевна, судьба моя решится, если останусь жить – всё у меня будет, своим трудом наживу. Привет от меня родным и знакомым. До свидания. Писал вам Александр 25 июля 1944 года».
Так и не пришлось моему отцу, командиру батареи миномётного огня, надеть на грудь свою боевую награду – орден Красной Звезды. И нам её не передали, прислали только документы и наши фотокарточки, что были при нём. Была заветная мечта у меня – побывать в тех местах, где воевал отец и поклониться его могиле. Не пришлось. Теперь уж не суждено ей сбыться. И неизвестно, что сейчас с этим захоронением в Польше. Хотелось бы узнать.
Скоро большой юбилей Победы – 75 лет, но незаживающая рана с детских лет бередит сердце. Война осиротила меня, и жизнь моя без отца сложилась очень трудно. Сейчас мне уже 83 года, но 9 Мая я снова поклонюсь подвигу своего отца и других участников войны.
Владимир Головин, Ревда:
– Мой отец, химик-разведчик Прокофий Головин нечасто рассказывал мне о войне, но некоторые моменты я очень хорошо запомнил. Например, то, что бойцам приходилось ночевать в окопах зимой. Застилали хвойными ветками дно, ложились вплотную друг к другу, сверху укрывались плащ-палатками, а среди ночи поворачивались на другой бок по команде – так плотно лежали. Летом же на дне окопов появлялась вода, и при обстрелах приходилось падать прямо в лужу. Жить ведь хочется!
До Берлина мой отец дойти не мог. Призванный на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную армию осенью 1942 года, осенью 1944 года он был тяжело ранен при защите Ленинграда. Мина рванула прямо рядом с отцом, так что он упал, затем очнулся, вскочил и опять упал. Когда же немного пришёл в себя, то увидел, что ноги нет. А вместе с тем мелькнула мысль, надо найти обувку с ноги: только ведь недавно получил новые американские ботинки… Нашли его санитары, успели доставить до госпиталя, там и спасли. Большая потеря крови да контузия была.
После долгих мытарств по госпиталям отец возвратился домой. Но я уверен, что два года боев за Ленинград в составе Северо-Западного фронта, а потом участие в прорыве блокады Ленинграда – это его толика тяжкого солдатского труда в обеспечение Победы над немцами.
Отец так же отважно шёл по жизни, как и воевал. С одной ногой, но шёл. После войны долгие годы преподавал химию и биологию. Всем шестерым детям он оставил о себе замечательную память и достойно воспитал нас. Мы все, его дети, внуки и правнуки, чтим его память, и потому с особым чувством будем встречать 75-летие Победы.
При этом на фронтах Великой Отечественной погибли многие, в том числе погиб 21 красногвардеец, носящий фамилию Пульников. Все они — уроженцы Свердловской области. В этот трагический список вошли имена трёх братьев моего знакомого, Семёна Петровича Пульникова — Петра, Иосифа и Ивана. Пётр, ушедший воевать в 1941 году, сгинул в лесах Подмосковья. Иосиф пропал без вести в июле 1943 года. В Калининской (ныне Тверской) области в братской могиле 2 марта 1943 года нашёл свое пристанище Иван. И только Семён Петрович выжил в этой войне и вернулся героем.
На войну Семён Пульников ушёл в январе 1943 года. Восемнадцатилетний парнишка хоть и успел в своё тяжкое детство окончить всего четыре класса, оказался смышлёным и сообразительным бойцом. С земляками-уральцами Михаилом Быковым и Николаем Скутиным Семён попал в минометную роту, и сразу через четыре дня – первый бой. На рассвете со страшным рёвом и грохотом грянули «катюши». Здорово они тогда поиграли на нервах фашистов. Когда артподготовка закончилась, рота пошла в атаку. Вместе со своим миномётным расчётом заряжающий Пульников занял огневую позицию и приготовился к бою. Засвистели в воздухе мины, одна накрыла пулемётный расчёт, вторая угодила в окоп. Огонь наших миномётов и пулемётов усилился. Это и решило исход боя. Батальон 140-й Сибирской дивизии прорвал вражескую оборону на этом участке. Спустя несколько дней город Севск в Брянской области был взят. Позднее красноармеец Пульников отличится вместе с товарищами при взятии города Новгород-Северский. Дивизия получит имя этого города. Семёна Петровича удостоили ордена Славы III степени.
Позже Семён – связной у командира роты, потом – пулемётчик и, наконец, командир стрелкового отделения.
Это было в начале октября 1943 года. 140-я дивизия, форсировав реку Сож, заняла исходную позицию. Разведка выяснила: ожидается наступление на участке соседней дивизии. Необходимо было предпринять срочные меры для срыва этого наступления. Командир полка на совещании поставил задачу – поддержать солдат в случае необходимости.
Пулемётный расчёт Семёна в предрассветной мгле выдвинулся в сторону приметной высотки. Там, вблизи дороги, виднелся кустарник, в котором можно было замаскироваться. Преодолев простреливаемое немцами пространство, солдаты окопались. Впереди перед ними, как на ладони, видны были вражеские окопы, линии сообщения. Ждать долго не пришлось. Вспыхнула ракета и началась артподготовка немцев. Атака. Пригибая к земле головы в зелёных касках, немцы перебежками приближались. Пульников приник к прицелу «Максима». Где-то в стороне заговорили другие наши пулемёты, заухали мины. Немцы откатились – атака захлебнулась. На поле остались трупы врагов и раненые. Отбили вторую атаку, вечером – третью. Пульникова за этот бой представили к награде.
В феврале 1945 года сержант Пульников был ранен в ногу. После госпиталя участвовал в освобождении Чехословакии. После войны он возвращается во внутренние войска, работает в охране. До самой своей кончины жил в Дегтярске.
Мария Черепанова, Верхняя Пышма:
– В одном из номеров «Российской газеты» прочитала, что историкам Польши и Прибалтики хочется переписать историю войны, подведя, что Европа была освобождена США, а Освенцим освобождал дедушка Обамы. Не хочется, чтобы забыли правду о Великой Отечественной войне и её героях. Поэтому я решила рассказать о моём папе, которого уже 45 лет нет в живых.
Андрей Степанович Черепанов, уроженец села Нижний Яр Далматовского района Курганской области, был призван в Красную армию в мае 1942 года. С сентября 1942-го по февраль 1943 года был участником Сталинградской битвы. Помню, насколько ожесточённым, по его словам, было то сражение: даже вода в Волге была красная от крови. За это сражение он был награждён медалью «За героическую оборону Сталинграда». После этого воевал в боях на Донском, Брянском, Центральном, Белорусском фронтах.
Папа был командиром миномётного расчёта Гвардейского стрелкового полка. За свои боевые заслуги он награждён тремя орденами: Красной Звезды, Отечественной войны II степени и орденом Славы III степени, а также медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией». В наградных листах написано, что «товарищ Черепанов, проявляя стойкость и отвагу, своим метким бесперебойным огнём разил врага, обеспечивая успешное отражение контратак. Товарищ Черепанов своим личным примером воспитывал бойцов расчёта в духе любви к Родине и ненависти к врагу».
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».