Здание на подступах к горе Шихан в Нижнем Тагиле раньше знали только молодожёны – от него дорога ведёт к памятнику Петру и Февронии. Теперь на Красной, 20 расположился Региональный информационный центр «Рифея» – оператора по обращению с ТКО в Северной зоне области. После доставки платёжек за вывоз мусора по новой системе этот адрес стал самым популярным у жителей центральной части города, Тагилстроя, Выи и Лебяжки. Виною тому – огромное количество ошибок в первых квитанциях.
Тагильчане идут на Красную непрерывным потоком. Одни – чтобы заплатить за мусор в кассу, другие – исправить ошибку в начислении платежа. Ошибок этих немало: за рабочий день на консультацию записываются до 300 посетителей. Не зарастает народная тропа и в два других тагильских офиса РИЦ.
Самые частые обращения – «мёртвые души» в квитанциях, двойные платёжки – от УК и оператора. Есть и обращения жителей, у которых ещё не начали вывозить мусор, а счета уже выставили.
– Нас прописано в квартире трое, а платёжка пришла за пятерых – 714 рублей. Пошла спозаранку в РИЦ, написала заявление. Тут же исправили цифру в платёжном документе, – рассказала «Облгазете» жительница Красного Камня Галина Панюхина.
Из-за такой же проблемы нашли РИЦ и сотни других тагильчан. Они не понимают, почему ошибок, причём в сторону увеличения количества жильцов, так много. Автору этих строк тоже пришла платёжка с лишним жильцом, и нет ни одного знакомого, получившего правильную квитанцию.
– Живу одна в этом городе с 1995 года. Никого не прописывала, а в квитанции – двое. Из-за этой ошибки потеряла столько времени. Пришла в РИЦ в 9.15, а ухожу в 12.30, – негодует жительница Лебяжинского микрорайона Людмила Побежимова.
А у жительницы посёлка Старатель Руфины Здесенко – уникальная ситуация. Улицу, где она проживает, недавно переименовали. Была Ростовской, стала Здесенко. Названа так в честь супруга Руфины Николаевны – бывшего директора Института испытания металлов Виктора Здесенко. И вдове легендарного директора, и её соседям пришли по две квитанции – и как жителям Ростовской, и как жителям Здесенко. Некоторые успели оплатить оба варианта, затем, спохватившись, отправились искать на другом конце города улицу Красную.
Абсолютным рекордом стала платёжка тагильчанки, где вместо трёх человек указано 83. Счёт превысил 11 тысяч.
Печатая платёжные документы, агент регионального оператора не экономил на бумаге. Счета пришли и тем гражданам, кто мусоровоза на своей улице ещё в глаза не видел, и жителям домов, чья управляющая компания или ТСЖ заключили договор с оператором и должны сами собирать деньги. Отсюда и двойные квитанции.
Удивительно терпеливы наши люди! Старушка с палочкой, покидая РИЦ, благодарит сотрудниц за то, что не послали за справками в другие организации.
– Дай вам Бог здоровья, девушки, а то сына моего в Камышлове отправили за домовой книгой, – радовалась бабуля, отделавшись от подаренной проблемы всего за два часа.
Некорректное начисление платежей за услугу коснулось многих горожан. В мэрии сочли необходимым устраивать отдельные приёмы для недовольных граждан. Директор местного филиала регионального оператора «Рифей» Фёдор Потапов принёс тагильчанам публичные извинения, объяснив, что лишние платёжки надо уничтожить, а по лишним людям обращаться в РИЦ.
– Первые три месяца пени начисляться не будут. Надеюсь, в дальнейшем ситуация выровняется, ошибки мы исправим, – пообещал Фёдор Потапов клиентам.
Но, похоже, извиняться руководителю «Рифея» нужно не только перед тагильчанами. В Карпинске приём граждан, получивших квитанции за вывоз мусора с ошибками, ведёт МФЦ. Наплыв граждан такой, что у сотрудников утроился объём работы. Они даже на обеденный перерыв не стали ходить. В Кушве в квитанциях был указан для консультаций также адрес местного отделения МФЦ. Однако жаждущих поправить ошибки в платёжках не обслужили, сообщив, что вопросами по мусору не занимаются.
В группе «Инцидент г. Невьянск» первая публикация об ошибке собрала больше 350 комментариев:
«Пришла квитанция, оформленная на двухлетнего ребёнка!», «В квартире прописаны два человека, в квитанции указано три. Посчитали кота?», «А нам квитанция пришла на дочку (7 лет) да ещё и 518 кв.м. Количество проживающих – семь человек».
Тем, у кого ошибок нет, заплатить тоже непросто. Самыми уязвимыми, как всегда, оказались пожилые люди. К кассам в РИЦ выстроились огромные очереди. Мало кто знает, что заплатить можно и в банках, а ещё лучше – оформить автоплатёж.
К вечеру стало известно, что министерство энергетики и ЖКХ области потребовало от регоператоров обновить базу данных о потребителях и незамедлительно устранить нарушения, допущенные в январских начислениях. Официальные письма были направлены в адрес руководителей ЕМУП «Спецавтобазы» Григория Вихарева, ОАО «Компании «Рифей» Фёдора Потапова и ООО «ТБО «Экосервис» Радика Хисамутдинова.
Как отметил глава регионального МинЖКХ Николай Смирнов, специалисты ведомства выявили нарушения как по срокам выставления квитанций, так и по наличию в них некорректной информации о потребителях и грубых опечаток.
– Всё это свидетельствует о неудовлетворительной работе региональных операторов и нанятых ими расчётных центров и снижает доверие людей не только к их работе, но и в целом ко всей системе обращения с ТКО, что, на наш взгляд, совершенно необоснованно и недопустимо», – отметил министр.
По всем фактам некорректных начислений, по словам Николая Смирнова, операторы в кратчайшие сроки должны провести проверки и до выставления последующих квитанций сделать необходимые перерасчёты.