Николай Смирнов – о мусоре в частном секторе, «северных» тарифах и народных инвестициях в комплексы ТКО

: Юлия Бабушкина, Ольга Белоусова, Анна Чернобривцева
К новой системе обращения с отходами сегодня пристальное внимание. Больше всего жителей интересуют вопросы оплаты. Фото: Павел Ворожцов

Почти месяц Свердловская область живёт по новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами. Совсем скоро жители региона получат квитанции с отдельной графой оплаты за вывоз ТКО. В «Облгазету» неоднократно обращались уральцы с самыми разными вопросами по «мусорной» реформе и работе региональных операторов. В понедельник в редакции прошла прямая линия с министром энергетики и ЖКХ Свердловской области Николаем СМИРНОВЫМ. В течение часа Николай Борисович ответил на вопросы жителей Екатеринбурга, Невьянска, Верхней Салды, Байкаловского района, Новоуральска и других территорий. Всего поступило более 30 вопросов.

Звонки жителей

Лидия Домрачева, Екатеринбург: – Я инвалид первой группы, за мной ухаживает внучка, привозит всё готовое. У меня нет никакого мусора, кроме туалетной бумаги. Хотела бы знать, как мне платить? 

– Мусор от продуктов у вас всё равно остаётся. Плата должна производиться в любом случае. Но раз вы – ветеран и инвалид первой группы, то имеете право на компенсацию затрат. Нужно,  чтобы внучка сходила в территориальный орган социальной защиты, и ей дадут разъяснение. Для инвалидов и ветеранов услуга по вывозу ТКО попадает под компенсацию на тех же условиях, что и остальные виды коммунальных услуг. 

Алевтина Васильевна, Реж: – Хотела бы узнать, почему у нас в Реже самые высокие тарифы? Региональный оператор – «Рифей».

– Тариф рассчитывается из затрат, которые необходимо осуществить при той или иной деятельности. Кроме того, в тарифе, если брать конкретно «Рифей», заложена инвестиционная составляющая для того, чтобы мусор, который образуется, не везти полностью на полигоны, а рассортировывать его и уменьшать затраты. В результате того, что будут построены мусоросортировочные комплексы, часть полезных фракций из мусора пойдёт на вторичное использование. И на эту величину, после строительства завода, тариф будет уменьшаться.

Тариф рассчитывается с учётом объёма мусора и его транспортировки. «Рифей» охватывает малонаселённые, но сильно разбросанные населённые пункты. Это и северная часть области. Расстояния от места сбора мусора до полигона у «Рифея» большие, транспортные расходы, соответственно – тоже. 

– Но у нас небольшая зарплата, люди постоянно в разъездах. Почему мы должны платить?

– Если совокупный платёж за жилищно-коммунальные услуги превышает 22 процента от доходов семьи, а для малоимущих — 12 процентов, вы имеете право на получение компенсации. Если кто-то работает вахтами, нужно взять справку об отсутствии в месте проживания, и плата за вывоз ТКО начисляться не будет. Предъявляете оператору билет на транспорт или другой документ, подтверждающий присутствие в другом месте. 

Николай Смирнов: «Наше министерство открыто для общения с жителями, и если у каких-то территорий есть потребность обсудить новую систему обращения с ТКО, я и мои коллеги готовы выехать на встречу». Фото: Владимир Мартьянов

Досье «Облгазеты»

Николай Смирнов родился в 1967 году. В 1991 году окончил УПИ по специальности - инженер химик-технолог. Кандидат химических наук. В 2003 – 2004 гг. – главный специалист отдела энергосбережения управления науки и энергосбережения правительства Свердловской области. С 2004 по 2008 год – начальник отдела энерго- и ресурсосбережения научно-технической политики министерства промышленности, энергетики и науки региона. С апреля 2008 года  – заместитель регионального министра энергетики и ЖКХ. Назначен на должность министра в ноябре 2011 года.

Светлана Владимировна, Екатеринбург: – Полгода проживаю в саду. Как решить вопрос с оплатой мусора в городе?

– В том случае, если вы длительное время проживаете на другой территории – в саду или у детей, берёте справку, предъявляете в расчётный центр «Спецавтобазы», и вам за этот период не начисляют плату. 

Виктор Сергеевич, Сысерть: – Живём в частном секторе, мусора очень мало – всё идёт в переработку. Металлолом сдаём, пищевые отходы — в компостную яму. За что платить? 

– Это вопрос по нормативам накопления. С января 2019 года вывоз всех видов твёрдых коммунальных отходов разрешён только тем компаниям, которые имеют соответствующую лицензию. Всем другим компаниям и физическим лицам вывоз ТКО на полигоны и иные места запрещён. То есть самостоятельно человек не может вывозить отходы на полигоны.

Что же касается нормативов накопления, эта величина не взята «с потолка». В 2016–2017 годах проводились исследования по населённым пунктам городского и сельского типа и определялись объёмы мусора, которые образуются и вывозятся на полигоны. Исходя из этого, была рассчитана средняя величина по объёму мусора, который накапливается. Конечно, в какой-то семье мусора меньше, в какой-то больше, но это средняя величина на человека, которая зафиксирована. Раз в три-пять лет субъекты РФ имеют право проводить переоценку этих нормативов. После того как заработает новая система, и мы увидим, какой объём мусора поступает на полигоны, проведём повторные исследования и откорректируем эту величину.

В частном секторе сегодня, к сожалению, мы видим совсем другую картину. Около таких территорий в лесных участках скапливается много отходов. Я – тоже садовод. И говорить о том, что всё перегнивает в компостной яме, не всегда правда. Например, картофельную ботву, а также поражённую болезнью огуречную и помидорную, мы никогда не выбрасываем в яму и не сжигаем на участке, чтобы не заразить землю. Складываем в мешки и вывозим.

Андрей Валерьевич, Ирбитский район:- У нас стоят пустые баки в деревне. Машины через день ходят зря. Ездила бы машина раз в неделю и всё! 

– Хорошо, решим этот вопрос, чтобы машина реже приезжала.

Светлана Митрофановна, Екатеринбург: – За вывоз отходов будут брать с человека или за квадратные метры? 

– С человека. 

– Это правильно!

Сергей Германович, Невьянск: – В квитанциях, которые скоро придут, заложена плата по инвестированию инфраструктуры, создаваемой в  области. Почему человек должен платить за это, а не региональный оператор?

– Как раз региональный оператор платит те деньги, которые вы и другие физические и юридические лица оплачивают за накопление мусора! Задача регионального оператора – только организовать деятельность. Понятно, что за один раз за мусоросортировочный комплекс мы с вами не сможем заплатить, поэтому региональный оператор, либо иной инвестор берёт кредит в банке и на эти средства строит завод. А мы с вами постепенно гасим эту сумму. Эти мусоросортировочные комплексы нужны для того, чтобы как можно меньше мусора отвозилось на полигоны, и мы не загрязняли окружающую среду.

– В Невьянске тарифы будут на пару десятков рублей больше, чем в других городах — 150–160 рублей. А в Екатеринбурге, например, около 148. В чём причина?

– В настоящее время в отличие от «Спецавтобазы» ваш оператор «Рифей» утвердил инвестиционную программу. И она уже заложена в этот тариф. Соответственно, в Нижнем Тагиле, Красноуфимске будут реализовываться эти проекты. «Спецавтобаза» не нашла пока инвестора, готового построить завод около Екатеринбурга. Вы идёте впереди! Когда будет построен мусоросортировочный комплекс, быстрее произойдёт снижение тарифов. Если отсортировали полезную фракцию — её продали, и на эту величину уменьшают плату. Завод перейдёт в собственность муниципалитета после окончания концессионного соглашения – он не останется в частных руках. 

– Когда же произойдёт снижение тарифов? Сколько времени придётся платить?

– По нашим расчётам, в Нижнем Тагиле завод появится через четыре года.

Александра Горшкова, Екатеринбург: – Я хотела бы услышать, почему плата за вывоз мусора в частном секторе Екатеринбурга – самая высокая по области? Вы можете сделать экономическое обоснование?

– По телефону предоставить все расчёты вряд ли получится. Вы можете обратиться в Региональную энергетическую комиссию, которая сделает это. Мы исходили из нормативов накопления мусора: есть муниципалитеты, где этот показатель чуть выше, а где-то – чуть ниже. Взяли среднюю цифру. 

– Но у нас мусора остаётся гораздо меньше, чем у тех, кто живёт в городе!

– Спорный вопрос. Когда мы дома новую мебель ставим, куда старую везём? В деревню, на садовые участки. Эти объёмы мусора тоже учитываются. Где у нас больше всего несанкционированных свалок? Около дач, коттеджных посёлков. Если жители все отходы сжигают, что же тогда лежит в оврагах и лесах? Могу цифрами подтвердить. За новогодние выходные, когда область перешла на новую систему обращения с ТКО, объёмы мусора, доставленные на полигон, увеличились на 20 процентов по сравнению с таким же периодом прошлого года. Потому что отходы стали вывозить в строго отведённые для этого места, а не сваливать где попало.

– Но прошло уже 20 дней января! Мы живём на Шарташе, и никто у нас мусор не вывозит. Складываем его в ящики около двухэтажных домов.

– Услышал, сегодня же обращусь к главе города Екатеринбурга Александру Высокинскому – попрошу, чтобы он утвердил ещё несколько мест складирования коммунальных отходов, чтобы не носить их далеко. График вывоза утверждается муниципалитетом — местные власти определяют время и место, куда будет подъезжать машина.

Олег Владимирович, Екатеринбург: – Возможна ли оплата за вывоз ТКО по факту, как это было до 1 января 2019 года при наличии закрытой контейнерной площадки с системой электронного доступа? Я живу по адресу Уральская, 60, у нас по договору со «Спецавтобазой» два контейнера вывозились через день. Второй вопрос – мы платим за те же услуги, что и раньше. «Спецавтобаза не занимается сортировкой и переработкой отходов, почему тогда мы должны платить повышенную цену?

– Что касается вывоза по факту, то в соответствии с постановлением Правительства РФ она будет разрешена только в том случае, если на контейнерной площадке будет организован раздельный сбор мусора. До этого момента мусор будет вывозиться по нормативу. Со временем планируем постепенно перейти на дуальный сбор мусора (отдельно органические, отдельно неорганические отходы), но в первые месяцы работы новой системы наша задача – добиться того, чтобы весь мусор, который складируется, везде вывозился исправно. 

Ранее платёж за сбор и вывоз мусора, который входил в строку «Содержание жилья», не окупал затраты, которые несли предприятия, вывозившие мусор на полигоны. Неслучайно в конце прошлого лета в разных регионах страны бывали случаи, когда перевозчики отказывались вывозить мусор за ту сумму, которая была заложена в квитанции.  После перерасчёта были учтены фактические затраты на оказание тех или иных услуг. Кроме того, в тариф «Спецавтобазы» в соответствии с федеральным законом заложена так называемая плата за негативное воздействие на окружающую среду. В том числе, поэтому стоимость этой услуги несколько увеличилась. Это позволит региональным операторам в последующем снизить величину тарифа, после того, как мусор будет сортироваться и перерабатываться.

Роза Сарваровна, Екатеринбург:  – Я живу в квартире площадью 70 кв. метров, а в нашем подъезде есть квартира меньше площадью, где живёт семь человек. Мне 86 лет, много ли с меня мусора сейчас? Но теперь выходит, что по тарифу за вывоз мусора с человека я буду платить ещё больше, а мои соседи будут и вовсе платить тысячу рублей с лишним в месяц. Почему так получилось?

– Мусор создаёт человек, а не квадратный метр. Поэтому губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и принял решение, чтобы в нашем регионе действовала плата за вывоз ТКО с человека. Давайте посчитаем вместе! Раньше вы оплачивали стоимость вывоза и утилизации ТКО из расчёта 1,59 рубля – с квадратного метра. Итого – 111 рублей. Теперь будете платить 148,62 рубля с человека: за эту сумму мусор будут не только вывозить, но и утилизировать. 

Во время «Прямой линии» журналисты «ОГ» принимали звонки жителей, фиксировали суть вопроса и территорию, откуда поступил звонок. Фото: Владимир Мартьянов

 

Вопросы «Облгазеты»

– Что сделать, чтобы «мусорная» машина приезжала чаще?

– Для этого нужно обратиться к главе администрации вашего городского округа, чтобы откорректировали график вывоза мусора. Этот график определяет муниципалитет совместно с региональным оператором. На прошлой неделе я дал поручение главам оптимизировать графики вывоза мусора и поставить необходимое количество контейнеров. Для частных секторов, которые расположены в городах, попросил, чтобы мусор вывозили раз в сутки – не реже. 

– Кто принимает решение, сколько баков установить, – управляющие компании или операторы?

– Решение принимается совместно с региональным оператором. Всё зависит от того, сколько человек проживает на территории. Расчёт идёт в зависимости от накопляемости отходов. 

– Что делать, если мусор из контейнеров растаскивают бродячие собаки?

– Во-первых, собаки очень редко всем телом забираются в контейнер. Как правило, они растаскивают мусор, который жители оставляют около контейнера. Если жители видят, что контейнеры заполняются быстрее, чем за сутки, нужно обратиться в управляющую компанию с просьбой увеличить их количество. И никакого растаскивания не будет. Когда сегодня говорят, что мусор стали хуже вывозить, это безосновательное заявление. Более 90 процентов перевозчиков отходов как вывозили, так и вывозят отходы. Только раньше им платила управляющая компания, а теперь – региональный оператор.

– Почему тариф по вывозу мусора в частном секторе выше, чем в многоквартирных домах?

– Затраты больше. Представьте, машина приехала к многоквартирным домам. Одна ходка, два двора – и машина заполнена. По частному сектору сколько ей нужно проехать и сделать остановок, чтобы она заполнилась? Тариф-то везде одинаковый, а нормативы накопления – разные. 

– Могут ли местные жители внести изменения в территориальную схему размещения отходов, утверждённую министерством? Если да, каким способом?

– Раз в год мы имеем право её корректировать. Соответственно, граждане могут направлять свои пожелания, но это должны быть убедительные доводы. Чаще всего к нам приходят обращения – «мы не хотим, чтобы у нас строили полигон». И всё. 

– Наши читатели частенько приводят примеры того, как с мусором обращаются в других странах: мол, в той же Японии создавали философию переработки ТКО десятки лет, а мы хотим добиться результата за один год…

– Необходимость реформы стала очевидной ещё несколько лет назад: мусор накапливался, но практически ничего не перерабатывалось. Поэтому мы должны были выстроить новую систему по сбору и утилизации, и – самое главное – по переработке ТКО. Но, в отличие от Японии и западноевропейских стран, Свердловская область принципиально не пошла по пути строительства мусоросжигающих заводов. Эти заводы были экономически целесообразны в 1960-е годы, когда требовались новые мощности по выработке  электроэнергии, особенно с учётом высокой стоимости газа. И сейчас такие страны, как, например, Швеция, даже зарабатывают на утилизации мусора, ввозя его из других стран. В России газ – дешевле, и для нас экономически выгодно строительство не мусоросжигающих, а мусоросортировочных комплексов, вокруг которых появится производство по переработке отходов. Это позволит сдержать рост тарифов на вывоз и утилизацию ТКО. 

– Список предметов, которые нельзя выбрасывать в обычные баки, большой. А как быть жителям тех муниципалитетов, где нет спецконтейнеров? Куда выбрасывать, например, батарейки или лампочки?

– Будем решать этот вопрос постепенно. На вывоз таких отходов необходимо заключать отдельные договоры, но готовы ли люди это сделать? Сейчас контейнеры по приёму батареек стоят практически во всех крупных супермаркетах. Что же касается ламп, пытаемся убеждать управляющие компании в необходимости таких контейнеров для них. 

– Жители Верхней Салды высказали опасения, что городской полигон рассчитан на ТКО только одного муниципалитета, однако будут принимать мусоровозы из соседних территорий – Нижней Салды и ЗАТО Свободный…

– Мусор из любого ЗАТО нельзя не ввозить и не вывозить. На таких территориях появятся свои мусоросортировочные заводы. Что касается полигонов, то наша задача – не свозить весь мусор туда, а построить мусоросортировочные комплексы, чтобы уменьшить долю коммунальных отходов, которые придут на полигон. Мы знаем лимиты полигонов и работаем исходя из них. Мы также работаем с администрацией Нижней Салды, чтобы их полигон получил лицензию. 

– Обозначьте пятёрку муниципалитетов, где в ближайшее время появятся новые комплексы ТКО? 

– Это Нижний Тагил, Краснотурьинск, Красноуфимск. Будет модернизация заводов в Первоуральске. И в ближайшее время надеемся определиться с инвестором, который будет строить мусоросортировочные комплексы около Екатеринбурга. Я думаю, вопрос решится даже в течение этой недели.

– Вопрос от читателя из Верхнего Дуброво: в частном секторе организован «помешковый сбор» ТКО. Будут ли там построены в перспективе площадки для вывоза мусора? Или этот способ в частном секторе применяется повсеместно?

– В большинстве случаев, да, «помешковый». Здесь администрация принимает решение: устанавливать контейнеры или нет. Если поставить контейнеры, и они будут наполняться в течение двух недель, возникнет неприятный запах. В этом случае целесообразнее вывозить мешками.

– Вопрос от читателя из Богдановича: раньше мусор в центре города вывозился в строго определённое время, подавали длинный гудок, и люди несли мусор. Сейчас поставили контейнеры, которые наполняются неравномерно. Есть ли возможность вернуться к старой системе?

– Вернуться можно всегда, но не всегда нужно. На мой взгляд, самый оптимальный вариант для многоквартирных домов — контейнерный сбор. Во-первых, это защита от растаскивания мусора животными. Во-вторых, нельзя подстроиться под каждого человека при вывозе мусора. Пенсионерам удобнее днём выносить мусор. Работающему населению — после 19 часов. На мой взгляд, такая система удобна тем, что раз в сутки мусор гарантированно будет вывезен. И на сельских территориях в некоторых случаях удобнее устанавливать контейнерные площадки: если достаточно плотная застройка. Если работать по звонковой системе, нет никакой гарантии, что все смогут одновременно вынести мусор. И потом – не каждый будет ждать до следующего дня, когда снова приедет машина. Люди просто выйдут на улицу и оставят мешки там.

– Какие нормативы накопления ТКО утверждены для жителей?

– В многоквартирных домах Екатеринбурга норматив утвержден из расчета 0,213 кубометра с человека в месяц, в частном секторе - 0,261 кубометра. Для остальных жителей Свердловской области – 0,169 и 0,19 кубометра в месяц соответственно.

– В чём, по-вашему, сегодня не дорабатывают главы муниципалитетов в части «мусорной» реформы? 

– Не все, к сожалению, успели подготовиться к началу реформы в плане создания контейнерных площадок. Во-вторых, некоторые мэры ведут разъяснительную работу по принципу «это решение федеральных и областных властей — все вопросы к ним». Но разговаривать с жителями – обязанность главы. И в этом плане я бы отметил Каменск-Уральский. На прошлой неделе мэр этого города собрал весь Южный округ, глав, директоров компаний, которые перевозят мусор, директора «Спецавтобазы», «Свердловэнергосбыта», управляющих компаний. Меня тоже пригласили. В течение часа мы отвечали на вопросы жителей, потом брифинг со СМИ. Таким же образом мы общались с жителями Нижнего Тагила, разговаривали с депутатами, администрацией. Наше министерство открыто для общения с гражданами, и если у какого-то муниципалитета есть потребность в такой встрече, мы готовы выехать.