Зима 2021 года продолжает испытывать уральцев на прочность: на этой неделе в Свердловской области в очередной раз ударили морозы. Но в Екатеринбурге, кажется, вновь забыли, что нужно быть готовыми к такой вполне ожидаемой для уральской зимы погоде. В итоге к гололёду на тротуарах, с которым никто нормально не борется уже несколько недель, снова добавился коллапс с транспортом – трамваи в столице Урала сегодня утром просто встали, а другой общественный транспорт был переполнен.
Каждый год на головы уральским чиновникам будто неожиданно сваливается снег и возникают проблемы с его уборкой. Нынче ситуация осложнилась внезапной оттепелью и ударившими вслед за ней морозами. О том, что даже центральные улицы Екатеринбурга, не говоря уже о других районах, превратились в один сплошной каток, «Облгазета» писала ещё в номере №23 от 10 февраля.
– На проспекте Ленина, около УрГУ, идёшь почти как сапёр, каждую секунду настороже, походку не знаю с чем сравнить, – пожаловалась екатеринбурженка Елена Ильина.
В результате в травмпунктах Екатеринбурга наступил полный аншлаг. Как рассказали журналисту «Облгазеты» в травматологическом пункте при екатеринбургской ЦГБ №23, число обращений к ним в этом месяце выросло в полтора раза. Похожую картину констатируют и в екатеринбургских ЦГБ №7, ЦГБ №20. В целом за сутки, по словам заведующего травмпунктом екатеринбургской ГКБ №14 Алексея Васева, к ним сейчас обращается порядка 100 человек. Помимо этого, как сообщили журналисту «Облгазеты» в пресс-службе ГКБ №14, с начала 2021 года, по сравнению с прошлым годом, выросло и число обращений в травмпункт из-за обморожений.
Лично поговорить с теми, кто отвечает за очистку тротуаров в Екатеринбурге или в конкретном районе, к сожалению, просто невозможно – все идут в отказ. В итоге краткие, сухие, а главное – безымянные – ответы даёт только пресс-служба мэрии.
– Уборкой дорог и тротуаров в городе занимаются дорожно-эксплуатационные участки, которые созданы в каждом районе, – сообщили журналисту «Облгазеты» в администрации Екатеринбурга. – Снег чистят по мере необходимости, но не реже двух раз в неделю. В случае выпадения осадков – ежедневно. В целом технология следующая: посыпка противогололёдным реагентом, затем прометание щеткой, установленной на мелкогабаритной уборочной технике, и посыпка мелкофракционным щебнем. Весь процесс механизирован. Часто горожане говорят: «А мы не видели, чтобы наш тротуар чистили». Это происходит потому, что техника работает преимущественно ночью, с 20:00 до 8:00.
Отдельная больная точка этой зимы – работа общественного транспорта в Екатеринбурге. Как только температура за окном опускается ниже минус 25–30 градусов, так сразу нарушается график движения транспорта, особенно трамваев. Это стало уже закономерностью, однако сегодняшняя ситуация «побила все рекорды»: трамваи на большинстве направлений в городе просто остановились, в результате чего другой транспорт был переполнен.
– Это связано с низовой метелью, которая была всю ночь и продолжалась утром, а также с низкими температурами, – пояснил «Облгазете» заместитель генерального директора по эксплуатации екатеринбургского предприятия «Гортранс» Андрей Ившин. – В результате образовывалась тонкая корочка льда при спрессовывании снега между колесом и рельсом, соответственно, пропадал контакт и вагон вставал. Такие ситуации возникали не раз, вагоны приходилось вытаскивать буксирами.
По словам Андрея Ившина, сбои в движении трамваев наблюдались в Кировском районе Екатеринбурга, в районе улиц Советской и Уральской, не могли подняться вагоны и в горку на улице Радищева. Также вставал рельсовый электротранспорт и в центре города, на пересечении проспекта Ленина и улицы Луначарского. Медленно ходили и троллейбусы, но для них была ограничена скорость движения: из-за сильно натянутых проводов по причине мороза могла возникнуть угроза их обрыва. Также около 20 муниципальных пассажирских автобусов не смогли завестись утром и выйти на городские маршруты.
– Троллейбусы вышли в рейс в первый рабочий день недели без проблем, правда, ходили не по расписанию, потому что была ограничена скорость, – рассказал «Облгазете» водитель троллейбуса Сергей Мамаев. – А вот маршруток, особенно с утра, почти не было видно на дороге – видимо, замёрзли, не могли завестись. Очень мешает лёд: он повсюду на дорогах, многие остановки транспорта вообще не чищены. Этой зимой ужасная ситуация с чисткой дорог.
Посыпаются все тротуары Екатеринбурга «Бионордом». Этот реагент для борьбы с гололёдом, который производят на Уральском заводе противогололёдных материалов в Перми, Екатеринбург закупает уже более десяти лет (подробнее о «Бионорде» – в материале «ОГ» №10 от 22.01.2019). В основе этого препарата – хлориды натрия и кальция. Претензий к этому веществу много: горожане постоянно жалуются, что от «этой химии» стало намного грязнее, портится обувь, страдает металл автомобилей. Но главное, что при температуре ниже минус 20 градусов он малоэффективен, а при температуре ниже минус 25 градусов, как признаются в администрации Екатеринбурга, совсем бесполезен: лёд не хочет таять. Поэтому, как пояснили в пресс-службе администрации Екатеринбурга, «при сильных морозах дороги и тротуары посыпают только мелкофракционным щебнем».
Почему «Бионорд» не использовали для очистки тротуаров, когда в городе был период «потепления» между морозами, – неизвестно. Но ещё более непонятно, для чего мы ежегодно закупаем этот реагент. В этом году, например, согласно данным сайта госзакупок, администрация Екатеринбурга потратила на «Бионорд» почти 100 миллионов рублей. Получается, зря?
– «Бионорд» несколько понижает температурный диапазон плавления льда, но иногда от этого делается только хуже, – считает доцент кафедры технологии электрохимических производств Уральского федерального университета Василий Низов. – Например, когда после оттепели в центре города этим препаратом посыпали уложенную пару лет назад гранитную плитку, от «Бионорда» на ней образовалась тонкая скользкая плёнка. А надо было просто посыпать тротуары золой или песком.
Всего в распоряжении районных дорожно-эксплуатационных участков, по данным мэрии Екатеринбурга, имеется 623 единицы коммунально-уборочной техники. Но больше половины парка, 392 единицы, нуждаются в обновлении.
Однако ещё несколько лет назад с уборкой тротуаров в Екатеринбурге не было таких проблем. На улице постоянно находились рабочие, которые сметали снег и откалывали лёд ломиками. Сейчас же тротуары в основном полны только прохожими.
– Многие обратили внимание, что стало гораздо меньше дворников. И у подрядчиков, с кем заключены договоры на уборку, страшный кадровый голод. Некому работать, – считает депутат Екатеринбургской городской думы Алексей Вихарев. – Из-за ограничений на въезд иностранцев в страну на время пандемии приток мигрантов в Свердловской области в январе-августе 2020 года сократился в 3,8 раза. Согласно исследованию Центра стратегических разработок, решить дефицит кадров без изменения условий ввоза мигрантов не удаётся. Местные жители не идут разнорабочими.
По мнению водителя троллейбуса Сергея Мамаева, это самая худшая зима для общественного транспорта Екатеринбурга и для водителей за последние семь лет. Действительно, такой суровой зимы на Среднем Урале не было давно. Однако низкие температуры – нормальное явление для Урала, от которого мы, вероятно, уже просто отвыкли. Поэтому говорить, что нынешние морозы аномальны, и прикрывать этим плохую чистку дорог, не скоординированную работу общественного транспорта и собственные ошибки, мягко говоря, нагло.
Переменчивая уральская погода привела к гололёду не только в Екатеринбурге, но и в других муниципалитетах Свердловской области. Так, в пресс-службе администрации Нижнего Тагила журналисту «Облгазеты» сказали, что очисткой дорог в их городе занимаются два предприятия. Тротуары посыпают песчано-гравийной смесью. Использование же соляных реагентов ограничено по распоряжению главы города: их применяют только на перекрёстках, опасных подъёмах, горках.
– Предприятия, которые отвечают за содержание тротуаров и дорог, обслуживают только общегородские территории, – уточняют в пресс-службе мэрии Нижнего Тагила. – Всё, что касается внутриквартальных территорий, входит в ведение управляющих компаний.
В Ирбитском муниципальном образовании для очистки дорог также применяют песчано-солевые смеси.
– Асфальтированные дороги посыпаются смесями, грунтовые просто расчищаются грейдерами, – говорит глава Ирбитского МО Алексей Никифоров. – Обращаемся за помощью в «Свердловскавтодор», нанимаем частников. Стараемся устранять все проблемы вовремя. Пока ни одного предписания от ГИБДД не было, значит, работаем нормально.
С начала этого года «Облгазета» уже неоднократно писала о пожарах в регионе. Морозы на этой неделе также внесли свою лепту: только за 23 февраля, как сообщили «Облгазете» в Главном управлении МЧС России по Свердловской области, произошло 37 пожаров, из них 19 – в жилом секторе. Всего же с начала 2021 года в регионе произошло уже 528 пожаров в жилом секторе, из них 202 пожара – в индивидуальных жилых домах, 46 – в садовых товариществах. Это на 74 пожара больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Одна из главных причин этого – морозы. Как правило, при низких температурах за окном люди часто используют для дополнительного обогрева жилья электрообогреватели, в связи с чем возрастает нагрузка на электропроводку. А значит, увеличиваются риски возгорания. 238 пожаров на Среднем Урале в этом году произошли в результате нарушений правил устройства и эксплуатации электрооборудования – это 25 процентов от всех пожаров.
В минувшие праздничные дни морозная погода испытывала на крепость и газовиков. Так, в Качканаре произошёл пожар на газопроводе – без газа остались 10,5 тысячи квартир и 941 дом в частном секторе. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев дал поручения по устранению последствий пожара на газопроводе в Качканаре и по обеспечению всем необходимым жителей округа, оставшихся без голубого топлива. Котельная, обеспечивающая город, оперативно перешла на мазут, поэтому в многоквартирных домах отопление не пропало. Газ вернулся в квартиры и дома качканарцев спустя сутки. l
В Оренбургской области также завершены работы по восстановлению газоснабжения. Утром 23 февраля там произошёл порыв с последующим возгоранием магистрального газопровода «Союз». Почти сутки без газа оставались пять населённых пунктов в Новосергиевском районе области. Газопровод принадлежит ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».
– Причину инцидента устанавливает специально созданная комиссия, – рассказал корреспонденту «Облгазеты» начальник службы по связям с общественностью и СМИ «Газпром трансгаз Екатеринбург» Денис Волков. – Работы по ликвидации аварии проводились в условиях экстремально низких температур и очень сильного ветра, непрекращающейся метели, а также при ограничениях на движение по автомобильным дорогам, установленных в Оренбургской области. Потребители обеспечены газом в кратчайшие сроки.