С июля 2019 года в Екатеринбурге стартует транспортная реформа, которую городские власти готовят уже на протяжении трёх лет. Её цель – сделать общественный транспорт более удобным для пассажиров и упразднить избыточные маршруты. Переходить к новой системе и ликвидировать «лишние» маршруты решили постепенно, чтобы не вызывать острой реакции людей, но разрозненные известия об их отмене горожане по-прежнему воспринимают болезненно. Из-за отсутствия полной и подробной информации о сути реформы у многих она по-прежнему ассоциируется исключительно с резким уменьшением количества городского транспорта.
В пятницу глава города Александр Высокинский встретился с депутатами, специалистами транспортной сферы и общественностью по поводу 024 маршрута, отмена которого вызвала много нареканий у жителей.
Информацию о том, что этот маршрут будет сокращён и как другими способами можно добраться до нужного места, мэрия на своём официальном сайте опубликовала ещё в 2017 году. По её данным, 024 маршрут на пути своего следования дублирует восемь автобусных и шесть трамвайных маршрутов, а значит, рациональнее от него отказаться. С 1 января он был отменён в связи с окончанием срока действия договора с перевозчиком.
С 28 января маршрут автобуса будет дублировать муниципальный транспорт. По данным пресс-службы мэрии, им станет автобус 57А, который раньше ходил до микрорайона Елизавет. Теперь изменится его конечный остановочный пункт. Он будет следовать до улицы Новосибирской 2-й. Северную часть маршрута 024 заменит 012, который будет ходить до улицы Черепанова (перекрёстка с Бебеля) по маршруту «Академический – Заречный».
– На транспорте, который пойдёт по данному маршруту, помимо основной таблички будет ещё одна — «взамен 024». Мы продлим и закольцуем маршрут машин. Руководство ЕМУП «Гортранса»» эту задачу получило, – прокомментировал мэр. Он также отметил, что депутаты предложили объявить конкурс на аналог 024 маршрута. По словам Высокинского, эта процедура займёт два с половиной месяца, а в июле, когда стартует транспортная реформа, уже должна измениться схема движения транспорта. «Нужен ли будет этот автобус?», – задал риторический вопрос глава.
21 января замглавы Екатеринбурга Алексей Бубнов вместе с сотрудниками мэрии и общественниками провёл рейд по пути следования 024. Чиновники пообщались с пассажирами, ожидающими транспорт на остановках, и не услышали никаких замечаний. Однако не все местные жители остались довольны и даже начали сбор подписей за возвращение автобуса. Только в Интернете петицию за возвращение 024 автобуса подписали около 2,5 тысячи человек.
Не без сложностей с транспортной карты города исчезали и другие маршруты. С 1 октября был отменён автобусный маршрут № 31, ещё в 2017 году перестали возить пассажиров № 063, 010, 034, 067.
Кроме 024 маршрута, с 1 января был закрыт коммерческий маршрут 04, следовавший от Кировского оптового рынка до торгового комплекса «Новомосковский» – тоже в связи с окончанием срока действия договора.
Многие узнали об этом только в конце декабря и ответили резкими комментариями в духе:
– В 04 автобусе – издевательское сообщение: «С новым годом! По решению администрации города Екатеринбурга с 01.01.2019 маршрут 04 прекращает свою работу». Спасибо за «подарочек»!
В комитете мэрии по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети объяснили, что маршрут 04 на 99% дублирует 25 маршрут, но поскольку это направление было востребованным, принято решение увеличить количество автобусов № 25.
Однако горожан такой ответ не удовлетворил. В отличие от маршрута 04, следовавшего до центра прямо по улице Крауля, 25 маршрут идёт по улице Металлургов и только на улице Викулова поворачивает на Крауля, так что некоторые теперь удлинили пеший путь на пару остановок.
После отмены или изменения того или иного маршрута мэрия публикует на сайте новость с информацией об альтернативных вариантах общественного транспорта, но чтобы найти эти разрозненные сведения и внятную концепцию транспортной реформы, придётся постараться. На сайте Екатеринбург.рф есть специальная вкладка «Новая маршрутная сеть», однако последние новости там датируются сентябрём 2017 года. Где оставить предложение – непонятно. Интерактивных карт и графиков пока нет.
В других российских городах, где тоже запускают транспортную реформу, по-разному решают проблему коммуникации с жителями.
Удачный пример, на наш взгляд, – Чебоксары, где новую транспортную модель ввели с 1 декабря прошлого года. Сити-менеджер администрации публично объявил, что «если при реализации реформы допустили ошибки, их готовы исправлять». В январе на портале «Открытый город» чиновники запустили опрос граждан по 13 маршрутам, опубликовав информацию об этом во всех местных СМИ. Результаты голосования с учётом экспертных мнений приняли в работу: в течение месяца в схему планирования перевозок внесут корректировки.
В пресс-службе мэрии Екатеринбурга пояснили, что в ближайшее время будет создана рабочая группа для дальнейшего решения транспортных вопросов и введения новой маршрутной сети в уральской столице с привлечением экспертов, депутатов и общественности. «Вопросы сейчас собираем, со следующей недели начнём публиковать ответы», – сообщили в пресс-службе. В мэрии также пообещали создать для обсуждений «отдельную страницу в сети Интернет». Но почему нельзя было с первых дней подготовки к транспортной реформе организовать системную обратную связь с жителями? Пока люди общаются на эту тему в пабликах социальных сетей, но читают ли их представители местной власти – вопрос.
– Важно понимать, что к июлю, когда в городе начнётся транспортная реформа, к ней нужно быть готовым в первую очередь информационно, – прокомментировал депутат городской думы Тимофей Жуков. – Такие общественно значимые реформы, конечно, должны сначала обсуждаться.
Пятничное совещание, посвящённое отмене только одного маршрута, стало показательным: чтобы к июлю число вопросов по транспортной реформе не достигло критического уровня, работать с людьми надо уже сегодня.
– Спасибо мэрии, что сейчас, в отличие от прошлых лет, она готова слышать просьбы горожан, откликаться на них и прорабатывать решения, признавать недоработки, – прокомментировал депутат Госдумы РФ Дмитрий Ионин, также участвовавший в обсуждении.
Александр Высокинский на встрече с журналистами подчеркнул, что не станет проводить реформу «любой ценой». В марте будет проведён анализ пассажиропотока – отслеживать перемещения граждан планируют с помощью сигналов их мобильных телефонов. А дальше будут приниматься решения. Например, есть предложение организовать сеть так называемого «подвозящего» транспорта (скорее всего, это будут частные компании), с которого пассажиры будут пересаживаться на маршруты муниципального транспорта, курсирующие в центральной части, при этом точка пересадки должна быть одна.
– Задача комитету транспорта — увеличить информированность населения. Сейчас она невысокая, – подытожил Высокинский.