Кольцово не получил международный хаб «Аэрофлота». Но ЭКСПО-2025 может развернуть всё на 180 градусов

: Михаил Лежнин
Екатеринбургский аэропорт Кольцово на данный момент является базовым для местного перевозчика – компании «Уральские авиалинии». Фото: Алексей Кунилов

В преддверии голосования за город, который примет ЭКСПО-2025, «Аэрофлот» сделал выбор по строительству международного авиахаба. Да, для уральской столицы, которая во время выставки рассчитывает принимать в течение полугода по 160–200 тысяч пассажиров ежедневно, международный хаб мог бы оказаться большим подспорьем. Екатеринбургу «Аэрофлот» предпочёл Красноярск – с расчётом на то, что город станет центром притяжения транзитных пассажиров из Юго-Восточной Азии, летящих в Европу. 

История вопроса

В конце октября гендиректор ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» Виталий Савельев на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным сообщил ему, что компания рассматривает Екатеринбург как точку размещения международного пересадочного узла. Позже выяснилось, что согласно новой стратегии развития «Аэрофлот» планирует построить в России международный хаб в Красноярске и три региональных базы – в Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске. Дополнительные базы должны помочь нарастить международный транзитный пассажиропоток авиаперевозчика с 5 млн пассажиров в 2017 году до 10–15 млн в 2023 году, а также почти втрое увеличить региональные перевозки – с 7 млн пассажиров в 2017 году до 19 млн в 2023 году.

По объективным параметрам Кольцово, где недавно прошла реконструкция, имел серьёзные шансы на размещение международного хаба в силу удачного географического расположения, сложившейся здесь конкуренции авиаперевозчиков и рентабельности перелётов. Вместе с тем численность населения Свердловской области составляет 4,32 млн человек, в Красноярском крае всего 2,87 млн. Ежегодный пассажиропоток в Кольцово – 5,4 млн человек, когда в Красноярском аэропорту авиарейсами пользуется всего 2,3 миллиона человек. Уступает Емельяново и по количеству трансферных пассажиров. Через Красноярск с пересадкой летят всего 38 тысяч пассажиров, в Екатеринбурге ежегодные трансферные рейсы составляют более 360 тысяч пассажиров. Стоит отметить и тот факт, что в Емельяново всего одна взлётная полоса – против двух имеющихся у Кольцово. Ко всему прочему, уральский аэропорт, который ежегодно принимает десятки тысяч гостей ИННОПРОМА, во время чемпионата мира ещё раз показал, что хорошо справляется с большими нагрузками. 

Почему Красноярск?

Чтобы выяснить, с чем связан выбор крупнейшего авиаперевозчика России, «Облгазета» направила официальный запрос в компанию «Аэрофлот», но там отказались комментировать ситуацию. Ранее на встрече с Президентом России гендиректор авиакомпании Виталий Савельев объяснил вариант с размещением международного хаба в Красноярске тем, что город может стать центром притяжения транзитных пассажиров из Юго-Восточной Азии, которые летят в Европу.

По словам Виталия Савельева, поток таких туристов достигает 520 млн человек в год, и добираясь в Европу через Россию, именно в Красноярске будет удобнее осуществлять пересадку – в связи с небольшой его удалённостью от крупных азиатских центров. Соответствующим образом должно измениться и расписание авиакомпании: скорее всего, в списке появятся маршруты из Красноярска до крупных азиатских городов и европейских столиц.

Как заявила замгендиректора красноярского аэропорта Анна Варшавская, руководство воздушной гавани ожидает открытия от шести до десяти новых направлений – точная цифра будет известна к 2020 году, когда международная программа «Аэрофлота» выйдет на полную мощность. 

Как пояснил замдиректора Института экономики УрО РАН по научной работе, доктор технических наук Михаил Петров, Екатеринбург, претендовавший на строительство международного хаба, конечно, потерял в плане вливания финансовых средств, но в целом для области и, в частности, для Кольцово, это существующих позиций не изменило.

– Красноярский аэропорт Емельяново в силу объективных причин является более подходящим для строительства международного хаба и полностью устраивает «Аэрофлот», а Кольцово предстоит наращивать и развивать транзит с регионами, что имеет намного более важное стратегическое и экономическое значение. Нам гораздо важнее развивать межрегиональные рейсы, с которыми проблема остаётся весьма острой. Раньше из Екатеринбурга можно было добраться прямым рейсом до Перми, Омска и других региональных центров. Сейчас же подобные перелёты осуществляются исключительно с пересадкой в Москве, что увеличивает стоимость билета в разы. Поэтому считаю, что региональная транзитная площадка «Аэрофлота» будет способствовать развитию таких перелётов и снизит стоимость билетов, – подчеркнул он.

Михаил Петров не исключает, что «Аэрофлот» выбрал Красноярск в силу отсутствия серьёзной конкуренции в Восточной Сибири среди авиаперевозчиков:

– В Екатеринбурге уже имеется международный хаб «Уральских авиалиний», и он справляется со своими задачами по перевозке пассажиров из Юго-Восточной Азии в Европу. Строительство аналогичного хаба «Аэрофлота» не сильно бы изменило ситуацию в пользу последнего, а о какой-то конкуренции и неудобствах, доставляемых частным компаниям, и говорить не стоит, – отметил эксперт. – Географически Красноярск ближе к Китаю и другим странам Азии, что для транзита весьма важный фактор. Справится ли с таким пассажиропотоком Емельяново? Судить не берусь.

Потеряли или сохранили? 

Екатеринбург давно развивает авиасообщение с азиатскими городами. Город используют как стыковочный пункт китайские туристы: «Уральские авиалинии» летают через Кольцово из трёх китайских городов в Прагу, Рим и Париж. Как изменится пассажиропоток по этому направлению после того, как в Красноярске появится хаб, пока неизвестно. 

Однако ранее в СМИ ряд «экспертов, близких к ситуации» заявили, что любое появление хаба такого крупного перевозчика – это большой удар по частным авиакомпаниям. Появление дополнительной базы «Аэрофлота» нанесёт удар «Уральским авиалиниям». Им придётся пересматривать программу полётов и цены на авиабилеты. «Уральские авиалинии» и S7 – сильные игроки, но по запасу прочности, узнаваемости бренда «Аэрофлот» намного сильнее, такое решение национального перевозчика, несомненно, ударит по этим частным авиакомпаниям. Для развития региональных перевозок, а не просто перетягивания пассажиров «Аэрофлоту» логичнее было бы создавать хабы в крупных аэропортах, где нет базовых перевозчиков, например в Самаре или Минеральных Водах.

«Облгазета» обратилась в «Уральские авиалинии» и УК «Аэропорты Регионов» (в состав холдинга входит аэропорт Кольцово) с просьбой разъяснить ситуацию, но обе структуры от комментариев отказались. Однако ранее генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов сообщал, что планы «Аэрофлота» не должны повлиять на работу «Уральских авиалиний». Схожего мнения придерживается генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский.

Прокомментировать планы «Аэрофлота» открыть международный авиационный хаб в Красноярске, а не в Кольцово, как об этом ранее сообщали СМИ, и пояснить, что это означает для нашего региона, мы попросили министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василия Старкова.

– Это тема не наша, а федерального агентства воздушного транспорта «Росавиация», – ответил он. – Что же касается нашего региона, то в настоящее время из аэропорта Кольцово  можно летать без проблем по самым разным международным маршрутам, и в этом плане, я уверен, для пассажиров ситуация не ухудшится и в будущем. Говорить же о выстраивании какой-то новой сети аэропортов или об изменении статуса действующих аэропортов сейчас рано.