С 1 марта этого года вступают в силу новые правила прохождения техосмотра (ТО). Измениться они должны были ещё летом 2020 года, но пандемия внесла свои коррективы. По сути, это очередная попытка прекратить мошенничество в этом деле: водителей, которые просто покупают диагностические карты, даже не заезжая в автосервисы, сейчас много. Какие же сюрпризы ожидают автовладельцев?
Фотофиксация. Раньше она была обязательной, но в 2011 году её отменили. Правда, если несколько лет назад при заезде машины на ТО делали только один снимок, то теперь фотофиксацию будут начинать с момента и въезда в ремонтную зону, и выезда из неё. Причём с обозначением регистрационного номера авто, его цвета, года выпуска, а также времени и места проведения ТО.
Данные должны передаваться через спутниковую навигацию в модернизированную Единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО М). Система определяет координаты с точностью до 15 метров. Смысл операции – контроль. А действительно ли эта машина в такое-то время была именно в этом автосервисе? Причём если машина постояла там пять минут и уехала, ясно, что никакого ТО и не было.
– Требований к операторам техосмотра, предъявляемым на сегодня, не так уж много. А вот с 1 марта нагрузка предстоит большая в связи с нововведениями, поэтому я наверняка откажусь предоставлять услугу техосмотра клиентам, – комментирует «Облгазете» владелец небольшого автосервиса в Екатеринбурге Игорь ЯКИМОВ. - Необходимо закупать технику для фотографирования, хранения и обработки информации, выстраивать новый порядок работы. К тому же пока не представлена конкретика в части фотофиксации и отправке материалов с помощью спутниковой навигации. Думаю, 20–30 процентов действующих операторов техосмотра не смогут подтвердить соответствие новым требованиям аккредитации. И прекратят свою деятельность в течение года после вступления новых поправок в законную силу: не пройдут обязательную выездную проверку Российским союзом автостраховщиков (РСА), уполномоченным на выдачу аттестатов, позволяющих официально оформлять диагностические карты по результатам оценки автомобиля на предмет соответствия требованиям безопасности.
Возраст машины исчисляется не с момента её приобретения, а года, в котором её купили, и этот год будет первым и полным в её жизни. Купили, например, 31 декабря 2018 года, значит, этот год полностью войдёт в её «стаж».
Контроль. Что ждёт водителя с купленной диагностической картой, а то и вообще без неё? В таких случаях инспектор ГИБДД выпишет штраф в две тысячи рублей, а то и больше – зависит от региона. Если первый штраф не подействовал и техосмотр так и не был пройден в течение трёх дней, будет новый штраф. А если незаконной продажей карт занимаются на станции ТО, в реестре разместили данные без настоящего ТО и выдали практически недействительную карту, то штраф может быть от пяти до трёхсот тысяч рублей: в зависимости от того, кто это сделал – оператор или руководитель.
Выявлять владельцев фальшивых карт будут и видеокамеры на дорогах – они тоже будут пересылать данные в систему ЕАИСТО М. Причём эта программа ещё и считает, сколько машин прошло ТО в сервисе, и соотносит цифры с реальной пропускной способностью пункта техосмотра. До этого закона термина «пропускная способность» вообще не было. А вот норматив на техосмотр остался прежний — на одну машину тридцать минут.
Процесс аккредитации довольно непрост, и все документы оформляются в Москве, в РСА. Контроль за деятельностью операторов техосмотра осуществляют ГИБДД и эмиссары из РСА. К слову, если владельцы автосервисов захотят вскочить на подножку уходящего поезда и аккредитоваться на проведение ТО по старым правилам до 1 марта, то это напрасно. РСА примет их документы, но рассматривать будет уже по новым правилам игры.
ГЕННАДИЙ БЕЗНОСОВ, генеральный директор федеральной сети топовых станций техосмотра «ТОПСТО»:
– Мартовскую реформу мы воспринимаем как дополнительную возможность для развития своего бизнеса. Новые правила аккредитации операторов техосмотра и порядка его проведения, конечно, предполагают необходимость инвестирования дополнительных средств. Но эти вложения с лихвой окупятся благодаря росту количества клиентов на наших станциях, поскольку купить диагностическую карту в Интернете или у своего страхового агента станет весьма затруднительно: для её регистрации будет необходима электронная цифровая подпись технического эксперта. Даже если автолюбителю удастся купить фальшивую диагностическую карту, то она будет аннулирована сотрудниками МВД, если автомобиль не был в автосервисе, координаты которого хранятся в реестре операторов техосмотра.
Сейчас мы испытываем сложности с закупкой оборудования. Если в прошлом году можно было купить комплект оборудования для техосмотра со склада поставщика, то сегодня нам приходится «стоять в очереди» четыре-пять месяцев, чтобы укомплектовать новые станции своей сети. При этом самый бюджетный вариант открытия нового пункта ТО стоит не менее миллиона рублей, а это означает, что у предпринимателей появился огромный интерес к теме техосмотра и они готовы вкладывать серьёзные деньги в этот бизнес. По нашим подсчётам к лету должно появиться не менее 450–500 новых операторов техосмотра, таким образом, новые игроки данного рынка инвестируют в его развитие не менее миллиарда рублей.