Сегодня трамвайному движению в уральской столице исполняется 90 лет. Лучшего подарка к столь весомому юбилею и не придумать – именно наш, екатеринбургский, 29-летний вагоновожатый Сергей Беляев на XVII Всероссийском конкурсе вагоновожатых в Казани был признан лучшим водителем трамвая в России. И вот на днях, в московском выставочном центре «Крокус Экспо», его вновь чествовали, вручили приз и премию в 300 тысяч рублей на День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта.
Водить трамвай Сергей мечтал с детства. В вагоне садился поближе к кабине, чтобы наблюдать за действиями водителя, и пытался их понять. Окончил школу, поступил в Уральский государственный университет путей сообщения, успешно отучился на красный диплом по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» и … поступил на курсы водителей трамвая. Родители не возражали, рассудив, что любая работа хороша, если в радость. Сами они с транспортом связаны только как пассажиры.
– Девочки играют в куклы, мальчики в машинки, а мне нравился трамвай и всё, что связано с железной дорогой, – улыбается Сергей.
В 2014 году он впервые самостоятельно сел за контроллер трамвая – руль-то этому транспортному средству ни к чему. Ездил по нескольким маршрутам, и вот последний, с несчастливым номером 13, привёл его к победе. Но не сразу. Вначале в 2016 году он победил в городском конкурсе профмастерства, и его отправили на Всероссийский конкурс в Нижнем Новгороде. Тогда было восьмое место по стране – неплохой результат, но не победа же!
И поэтому, когда стало ясно, что предстоит брать Казань, вместе с мастером производственного обучения Северного депо Антониной Божо они начали тщательно готовиться к состязаниям. На 11-м пути сделали разметку трассы и ежедневно тренировались, отрабатывая скоростное маневрирование и комфортное вождение. Для отработки упражнения «Экстренная остановка» был даже установлен специальный светофор. Но ведь предусматривалась ещё и теоретическая часть. Всего было 30 экзаменационных билетов, в каждом по пять вопросов. Билеты пришли за 30 дней до конкурса. Пришлось учить по новому билету в день и повторять уже пройденные.
– Скоростное маневрирование – более менее понятно. А вот комфортное движение – это как?
– В скоростном маневрировании есть свои тонкости – нужно пройти со скоростью 15, 20 и 30 километров в час при заклеенном скоростемере, произвести экстренную и обычную остановки, перевести стрелку в ручном режиме и зафиксировать вагон точно перед стоп-линией. А комфортное вождение – новая дисциплина для трамвайщиков. Её проводили уже для троллейбусников, ввели и для нас. Дистанция и её элементы те же, кроме экстренной остановки, но на пол посреди трамвая стелют бумажную салфетку, на неё ставят пивную кружку с водой, не долитую на 1–2 сантиметра, и нужно пройти на скорость, не пролив ни капли. Я сделал ставку на аккуратность и выиграл.
– Согласен, это непросто, но перевод-то стрелки вручную – не бог весть какая сложность…
– Там свои нюансы. Много требований по технике безопасности – мы же выходим на проезжую часть. Второпях запросто можешь что-то забыть: не надел перчатки, на входе взялся за поручень. И потом, все действия надо проговаривать вслух, это, оказывается, заметно замедляет скорость.
Первые трамваи в Екатеринбурге выходят в путь в 4.36 утра. На свой 13-й маршрут Сергей выезжал в 5.13, если работал в первую смену.
– Мне нравился наш график, – рассказывает лучший водитель трамвая в России. – После первой смены остаётся много времени, и можно успеть совершить множество дел. А перед второй сменой – хорошенько выспаться. И маршрут мой тоже нравился, он идёт через весь город, с ЖБИ на Семь Ключей через центр, ездишь и видишь, как меняется город.
– Давненько, ещё при социализме, писал я об одной женщине-вагоновожатой, и она рассказала, что всегда на трамвае можно рассчитать время прибытия в пункт назначения, потому что путь от остановки до остановки занимает две минуты. Сейчас так же?
– Да, если нет пробок и ничто не препятствует движению. Кроме того, расписания никто не отменял, оно было и будет. Я вообще считаю трамвай самым удобным видом городского транспорта, у него только один минус – если один сломался, стоят все, но на то есть всегда готовые к выезду ремонтные бригады.
- А вот если человек на остановке бежит к трамваю, водитель видит это в боковое зеркало, иной раз подождёт, а в другой – уезжает. У вас есть какие-то установки на этот счёт?
– Нет, конечно. Как правило, остановки находятся перед перекрёстком. Кроме обычных светофоров, у нас есть свои, Т-образные. И как только поступает сигнал, что пора ехать, надо сразу это делать, иначе перекрёсток займут автомобили и мы застрянем, собьётся график, и из-за одного человека пострадают все пассажиры. Но когда нет такой суровой необходимости, немножко ждём всегда.
На конкурсе всего был 31 участник. И если учесть, что приехали лучшие из лучших, это была нелёгкая битва. Первым победителя прямо в Казани поздравил Генеральный директор ЕМУП «Городской транспорт» Сергей Нугаев.
– Это был хороший знак! – рассказал он «Облгазете». – Наше транспортное предприятие после слияния с автобусным пишет новую свою историю, и такая победа радует. Мы верили в Сергея, зная его целеустремлённость, теоретические знания и практический опыт. Отличный подарок к нашему 90-летию!
Дотошный читатель заметил, наверное, что некоторые моменты из жизни вагоновожатого Сергея Беляева звучат в прошедшем времени. С 1 ноября этого года он работает в управлении «Гортранса» инженером в службе движения.
История свердловского трамвая в цифрах и фактах