Будет ли возбуждено уголовное дело по гибели туристов-дятловцев в 1959 году?

: Станислав Богомолов
Искали замёрзших ребят с помощью металлических щупов длиной два метра. Фото: Общественный фонд «Памяти группы Дятлова»

Фонд «Памяти группы Дятлова», который возглавляет Юрий Кунцевич, объявил, что коллективное заявление в Следственный комитет России от родственников погибших туристов о том, что необходимо возбудить уголовное дело и расследовать этот трагический случай, не осталось без ответа. Хотя, прямо скажем, странноватого.

Интересы родственников студентов взялся представлять московский адвокат Евгений Черноусов, в прошлом следователь МВД. Он объяснил на вчерашней пресс-конференции, почему нужно непременно возбудить уголовное дело, прекращённое в 1959 году прокурором-криминалистом Львом Ивановым. Во-первых, на обложке дела нет его номера, значит, оно скрыто от учёта. Во-вторых, оно возбуждено было 6 февраля 1959 года, когда о судьбе ребят, которые погибли в ночь с 1 на 2 февраля, ещё ничего не было известно. Выходит, кто-то уже знал, что их уже нет в живых. В-третьих, в одном из частных архивов тюменским писателем Олегом Архиповым была найдена записка ивдельского прокурора Василия Темпалова следователю Владимиру Коротаеву, где он на время своего отъезда поручал следователю Коротаеву кое-кого допросить по этому ЧП и дата стояла – 15.II.59. А ребят ещё не нашли!

Теперь о том, почему фонд считает, что нужно возбудить уголовное дело. Это нужно для проведения на законных основаниях ряда следственных действий, например, эксгумации погибших. Но Следственный комитет переправил заявление родственников в Генпрокуратуру РФ. «А Генпрокуратура не имеет права на возбуждение уголовного дела, – возмущается Евгений Черноусов. – Мы всё равно будем добиваться справедливости. Тайна должна быть раскрыта. Все материалы этого дела свидетельствуют, что его торопились закрыть, оно хранилось в прокуратуре и только в 1974 году было передано в Косударственный архив Свердловской области».

Но у прокурорских есть свои аргументы. Как уже сообщала «Областная газета» (номер за 4 февраля этого года), Генпрокуратура решила провести скрупулёзную проверку обстоятельств гибели туристов. И тогда на пресс-конференции по этому поводу были озвучены первые результаты. Во-первых, да, номера дела не было проставлено, но тогда такое практиковалось, прокуроры во главе с начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области нашли несколько таких дел. Во-вторых, да, официально дело было возбуждено 6 февраля, когда о судьбе их никто не знал. Но и тому есть простое объяснение. По правилам делопризводства в то время, открытие дела считается с даты первого подшитого документа, а он был датирован 6 февраля и имел отношение к пребыванию в районе туристических групп, конкретно к дятловцам отношения не имеет. В-третьих, подлинность записки Темпалова не вызывает сомнения. Подписал он её и дату указал неверную, что называется, на автомате – свидетельствуют проведённая психолого-графическая экспертиза и дело некого Адама Рееба, о котором упомянул в записке Темпалов. В суде оно рассматривалось в апреле, и поездка Темпалова в Свердловск тоже датирована апрелем. И, в-четвёртых, обоснованность и законность закрытия уголовного дела в 1959 году подтверждены решением суда в 2013 году.

В феврале прокуроры пообещали выехать в марте на перевал, провести ряд следственных действий, изучить рельеф местности вместе с экспертами-специалистами по лавинам. Кроме того, направлено очень много запросов в разные города и ведомства, назначено девять экспертиз. Обещали отчитаться в августе этого года, но сейчас уже называют другие сроки – начало будущего года. Поездка на перевал состоялась, но говорить об итогах всей работы пока рано. Странно, конечно, что проверяется только три из 75 возможных версий: снежные лавина или «доска» (когда плотный снег лежит на рыхлом и запросто сможет съехать вниз) и ураган.

– Не верю я в снежную лавину, – утверждает Юрий Кунцевич. – Мы же проверяли, примерно там, где стояла палатка, выпилили снежный столб до самого грунта – он везде очень плотный.

Самая популярная версия, конечно, о причастности ко всему случившемуся военных. Сестра Игоря Дятлова Татьяна Перминова рассказала, что в семье горе было так велико, что на эту тему родители старались вообще не говорить:

– Мы, конечно, пытались хоть что-то узнать. Несколько раз нам сказали: «Вы никогда и ничего не узнаете, успокойтесь». А когда попытались оформить хоть какую-то пенсию или пособие, родителям сказали – идите к военным. Конечно, хотелось бы узнать, что же такое там произошло. Иной раз некоторые исследователи несут полную чушь и даже оскорбляют память о ребятах. Надо установить истину…

Кстати

Когда прокуроры с экспертами отправлялись на перевал, поехать с ними просились около 50 журналистов. Не взяли никого – это же вопрос безопасности, дорога очень тяжёлая, к самому перевалу можно проехать только на снегоходах. Всех переплюнула «Комсомолка», которая вела своё расследование – организовала свою параллельную экспедицию, в которой приняли участие Главный редактор газеты Владимир Сунгоркин и телеведущий Андрей Малахов. Нанимали самолёты-вертолёты, но открытий не произошло…